вторник, 17 февраля 2015 г.

Прически Ассирии и Вавилона



Историческая справка

И Ассирия, и Вавилон находились на территории Северного Двуречья. Сегодня это территория государства Ирак.

Ассирия – это государство, которое существовало в период с XXIV века до н. э. и до VII веке до н. э. (около 609 года до н. э.). Именно в VII веке до н.э. Ассирия окончательно пала под натиском Вавилона и Мидии. Период с 750 года до н.э. по 620 год до н. э. считается периодом расцвета Ассирийской империи. К слову, как утверждают историки, Ассирия была первой империй в истории человечества.


Питер Брейгель Старший. «Строительство Вавилонской башни», 1563


Вавилон во II-I тысячелетие до н. э. являлся столицей Вавилонского царства. Сам же город известен еще со времен шумеров (шумеры – первый и весьма загадочный народ, живший в долине рек Тигра и Евфрата). В шумерские времена Вавилон, скорее всего, назывался Кадингирра. Но больше всего Вавилон, этот первый город-мегаполис, известен благодаря библейской истории о Вавилонской башне. Эту историю знают все – решили люди построить башню, самую высокую в мире, с целью добраться до небес. И, таким образом, разгневали они своей гордыней бога, и бог разделил людей, дав им разные языки. К слову, башни в Вавилоне были на самом деле, и не одна, ведь самая любимая форма архитектуры Междуречья – башня. И даже головные уборы вавилонян и ассирийцев были по своей форме похожи на миниатюрные башенки.


Мардук — верховный бог Междуречья, бог-покровитель города Вавилон

Идеал красоты

И Ассирия, и Вавилон были полностью военизированными государствами, нацеленными на захват территорий. Поэтому главное представление о мужской красоте заключалась в том, что мужчины должны быть в первую очередь хорошими воинами – то есть обладать «накачанной» мускулатурой, один вид которой должен был внушать мысль о неумолимой и всесокрушающей силе. Именно такими, накаченными и воинственными, изображали своих богов и героев вавилоняне и ассирийцы. К слову, самих изображений, в основном это рельефы, сохранилось очень мало. Так что об одежде и прическах ассирийцев и вавилонян судить крайне тяжело. При этом мужских изображений сохранилось гораздо больше, чем женских. Мужчины на таких рельефах изображались в основном во время боя, охоты или же на пирах.


Барельеф «Охота на львов». Ниневия, дворец Ашшурбанапала, VII в. до н. э.

Внешне ассирийцы и вавилоняне были смуглыми и коренастыми людьми с волнистыми или же курчавыми чёрными волосами и с крупными чертами лица.

Мужские прически

Знать носила распущенные волосы длиной до плеч, зачесанные назад. При этом уши оставались открытыми. Обязательным элементом причесок, как мужских, так и женских, была завивка. Волосы у мужчин завивались плоскими крупными волнами, которые располагались в несколько рядов. Волосы возле висков могли завиваться кольцеобразными локонами.

Иногда вместо причесок с распущенными волосами, мужчины носили прически, в которых волосы сзади собирались в хвост цветными лентами или же скалывались заколками. Но по-прежнему непременным атрибутом прически оставалась завивка.


Саргон II вместе с высокопоставленным лицом
Хорсабад, дворец Саргона II (Лувр)
Неоассирийский период, правление Саргона II (721-705 гг. до н.э.)

Царь и его приближенные отличались от простых смертных своими бородами. Так, вавилонские цари носили большие бороды прямоугольной формы, завитые в трубчатые локоны, которые в свою очередь, как и в прическах, были уложены ровными рядами. Так как бороды были очень длинными, в них помимо собственных волос использовались и искусственные локоны – шерсть животных (буйволов, верблюдов, коз).


 Царь принимает знаки почитания. Ассирийский рельеф из Нимруда, деталь. VII век до н. э.

Жрецы (служители богов) бород не носили вовсе – они ходили с чисто выбритыми лицами. Были выбриты наголо и головы жрецов. Кроме жрецов сбривать все волосы могли и рабам, но только в случае их освобождения. Таким образом, сбривание волос и у жрецов, и у рабов считалось знаком очищения. Вавилонским цирюльникам под страхом смерти запрещалась сбривать волосы с голов рабов, которых не освободил хозяин, ведь данная прическа говорила бы о том, что раб теперь свободен.


 Каменная статуэтка богомольца. Лагаш. III тыс. до н. э.

Воины носили небольшие остроконечные бородки, а крестьяне – бороды и усы из собственных волос. При этом прически крестьян и горожан были очень похожи на прически знати – такие же длинные завитые и уложенные симметричными рядами волосы, однако все же без добавления искусственных прядей, а значит и гораздо короче в отличие от знатных людей.

Носили вавилоняне и ассирийцы и различные головные уборы, в основном похожие на колпаки. Воины носили шлемы, а цари головной убор, который назывался тиара-кидарис. Тиара-кидарис – это конусообразный головной убор с башенкой на макушке, сзади украшенный лентами с бахромой. Кидарис делался из белого тонкого войлока.


Тукультиапал-Эшарра (Тиглатпаласар) III, царь Ассирии (Месопотамия), в 745-727гг. до н.э. Царь Вавилонии в 729-727 гг. до н.э.
Здесь виден головной убор тиара-кидарис

Женские прически

Женские прически жительниц Вавилона и Ассирии по своей форме мало чем отличались от мужских причесок. Они также носили распущенные волосы, разделенные прямым пробором и обязательно с прядями с мелкой завивкой, уложенными ровными рядами.

Иногда женщины могли носить и парики, скорее всего следуя египетской моде.

Простые женщины – крестьянки и горожанки – носили распущенные волосы длиной до плеч или же волосы, собранные в пучки.


Статуя богини Иштар (Инанны). XVIII в. до н. э.

Прическа вавилонянок

Жительницы Вавилона носили особую прическу. Выглядела она следующим образом – волосы разделялись на прямой пробор, над ушами находились объемные плотные валики из волос в виде полушарий, на макушке – маленькая, украшенная бисером и драгоценностями шапочка, к которой сверху крепились стебли растений, цветы или же перья птиц.

В качестве украшений для причесок женщины носили ленты. Также носили вуали.


 «Мона Лиза» из Нимруда. Слоновая кость. 720 г. до н. э.