четверг, 9 апреля 2015 г.

Прически Испании конца XVI – начала XVII веков



В конце XVI – начале XVII вв. Испания стала не только политически сильным государством, но и одним из культурных центров Европы. Данный период не зря называют «золотым веком» в истории Испании. Диктовала в конце XVI – начале XVII вв. Испания и моду. Моду как в костюме, так и на прически.


Веласкес. «Менины» (1656, Прадо, Мадрид)


Испания была католической страной. Опорой католической церкви в Европе, ведь Европа к XVII веку в качестве религии избрала протестантство и отказалась повиноваться Папе Римскому. Будучи достаточно религиозными католиками, в одежде испанцы закрывали все тело и предпочитали темные цвета. Так, испанки должны были прикрывать щиколотки ног, кисти рук и, конечно же, никаких глубоких вырезов на груди. Платья того периода были темными, очень часто черными, по своей конструкции напоминающие футляр, плотный и закрывающий все тело. Дополнением как к женским платьям, так и к мужскому костюму, который также был темным, служили воротники под названием фреза. Воротник фреза – это широкий рифленый крахмальный белый воротник, плотно прилегающий к шее. Такие воротники в виде кольца обрамляли шею до самых плеч. Держались они исключительно на специальном металлическом каркасе.


 Воротник фреза


Филипп II, король Испании, первый герцог Милана из династии Габсбургов, Антонис Мор, Эскориал

Что касается причесок, то мужчины носили короткие стрижки. И это было связано с воротником, так как с воротником фреза было крайне неудобно носить длинные волосы. К слову, именно благодаря все тому же воротнику женщины начнут носить высокие прически.



Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах, 1628, Музей Прадо, Мадрид

Помимо коротких стрижек мужчины также носили бороды, бакенбарды или усы. Бороды были небольшими остроконечной формы. Такие бороды называли «эспаньолками».


Инфанта (испанская принцесса) Анна и будущий король Испании Филиппом IV

Женские прически Испании конца XVI – начала XVII вв. были высокими и строгими. Прически делались с пучками на макушке, с валиками надо лбом. Волосы завивались. Были прически и с каркасами из медной проволоки в виде сердца, яблока, груши.


Инфанта Мария Анна, королева Венгерская, 1629, Прадо, Мадрид

К примеру, носили такие прически, как «куафиа де папос». Прическа состояла из кос, уложенных баранками на щеках, плоско и прямого пробора. Вместо кос на щеках могли укладываться бандо - объемные полушария из волос.

Еще одна прическа – прическа типа «боевой конь» - волосы завязывались высоко на макушке и спускались на спину и плечи волной.


 Веласкес. Инфанта Маргарита Австрийская, 1660
Прическа второй половины XVII века (для сравнения) и более открытое и яркое по цветам платье

Были и прически с волосами, заплетенными в косы и уложенными в пучки на темени, а сверху покрытые золотыми или же серебряными сетками для волос.

Появляющаяся во Франции в данный период мода на парики в Испании распространена не была.

Головные уборы

Мужчины носили большие шляпы с широкими полями, украшенные страусиными перьями, бареты из бархата и велюра с вышивкой, а также шляпы ток.


Филипп II (король Испании) в шляпе ток

Женщины – чепчики с рюшами и кружевом, большие широкополые шляпы с перьями, шляпы ток (как и мужчины) – небольшие шляпки практически без полей с высокой тульей.

Также женщины носили капюшоны, вуали. Среди жительниц Севильи был популярен такой головной убор, как транзадо – маленькая повязка с футляром, который перевивался крест-накрест узкой лентой, и в который вкладывалась коса.


Веласкес. «Дама с веером». 1646 год.

В моде среди испанок был и головной убор под названием «ток по-московски» - такой ток украшался пером и драгоценностями по середине и был таким же нарядным и дорогим, как головные уборы бояр Московской Руси.

Носили и мантильи - длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, один из элементов испанского женского национального костюма.