суббота, 13 апреля 2013 г.

О космосе из первых уст. Интервью ко Дню космонавтики

12 апреля отмечается День космонавтики. О том, что происходит сегодня на МКС (Международной космической станции), возобновятся ли полёты к Луне и когда нога человека ступит на Марс, мы поговорили с Александром Москаленко - координатором работ по управлению российским сегментом МКС и руководителем оперативной группы анализа ТОРУ (телеоператорного режима управления сближения и стыковки кораблей «Прогресс» с орбитальными станциями). Впрочем, Александр Москаленко также человек творческий – поэт (с его творчеством можно познакомиться на сайте), член Союза писателей Москвы, член жюри литературных премий, к примеру, всероссийского конкурса «Кипарисовый Ларец».



Ваша работа вплотную связана с Международной космической станцией, а расскажите, пожалуйста, в чём заключается деятельность космонавтов на МКС. Какие функции сегодня выполняет станция, какие исследования проводятся на её борту, ведь не секрет, что простому обывателю сегодня мало что известно о том, что же происходит на МКС, кроме того, что раз в полгода к ней отправляются очередные космические экипажи.
Простой обыватель, элементарно знакомый с интернетом, и без меня найдёт во всемирной паутине описания экспериментов, проводимых на МКС.  Другое дело – интересно ли этому среднестатистическому обывателю знать об испытаниях на МКС, допустим, лазерных средств связи или о работах по дистанционному зондированию Земли? Космонавтика совершенно незаметно перешла из зоны доблести и геройства в одну из многих отраслей человеческой деятельности. У орбитальных космических станций основной задачей является вовсе не проведение уникальных космических экспериментов (большинство которых вполне можно проводить и на автоматических спутниках – причем значительно точнее и дешевле), а получение опыта сборки больших конструкций и работы экипажей и бортовых систем в космическом пространстве. Также бесценны и  методики реабилитации космонавтов после длительного пребывания в условиях невесомости. Да этот опыт баснословно дорог и связан с большой опасностью, но без него полёты к другим планетам для землян заказаны.
Вообще, стратегическая задача пилотируемой космонавтики – подготовка к нашей экспансии в большой Космос. У человечества просто нет другого пути, ввиду нехватки и ограниченности ресурсов планеты Земля. А космос – неисчерпаем.
Возможно ли, на ваш взгляд, в ближайшее время возвращение человека на Луну, то есть организация новых космических экспедиций к спутнику Земли? Или же это только людям, не связанным с космосом, кажется, что освоение Луны человеком так важно? Есть ли смысл в полётах к Луне, в исследованиях Луны?

Луна, на мой взгляд, может быть даже интересней Марса, а её изучение и освоение неизмеримо легче и дешевле – в силу близости к Земле, малому тяготению и отсутствию атмосферы. Кроме того, недавнее открытие водяного льда на этом спутнике существенно упрощает разворачивание обитаемых лунных поселений. Даже опустив разрекламированную добычу гелия-7, освоение Луны позволит отработать космическую технику для дальнейшего освоения человечеством Солнечной системы. Лететь к Марсу, не начав освоение Луны, считаю безответственной авантюрой. Так что путь к другим планетам лежит через Луну.

Ещё одна интересующая многих планета – Марс. Когда, когда нога человека ступит на эту планету? Хотелось бы узнать, планируется ли на таком, знаете, серьёзном уровне, а не уровне разговоров, полёт человека к Марсу и какими странами? Может ли первым человеком на Марсе стать гражданин России?

Марс для нас, конечно, особая планета, с которой долгие годы были связаны надежды не только на инопланетную жизнь, но и на контакт с иным разумом. Надежды не сбылись, возможно, и к счастью – если вспомнить, как вариант, «Войну миров» Герберта Уэллса.
Пилотируемый полёт на Марс вполне возможен в первой половине XXI века, но надо понимать, что задача эта на пределе возможностей нынешнего развития техники. А кто первым ступит на красную планету лично мне совершенно не важно – главное, чтобы это наконец-то случилось.  Возможно, им будет россиянин. Или американец. Или китаец. В одном я уверен точно – экспедиция на Марс будет международной – слишком это дорогое удовольствие для одной страны.
На фото - Александр Москаленко
Сегодня специалисты, люди, которые задействованы в проектах, связанных с освоением космических глубин, каким они видят будущее? Каковы прогнозы по изучению планет солнечной системы и более отдалённых объектов и что уже делается в данной области сейчас? Будущее за машинами? Освоение космоса будет проходить без людей на борту космических кораблей?

О космических глубинах речь сейчас, конечно, не идёт. Мы лишь немножко прикоснулись к космосу – делаем первые попытки исследования Солнечной системы. Для справки: в нашей довольно заурядной галактике от 100 до 200 миллиардов звёзд…  Да и практической космонавтике всего лишь 55 лет. Так что перспективы – огромные, но их реализация, я думаю, потребует многих тысяч или даже миллионов лет – оптимистически надеясь, что за это время человечество само себя не уничтожит.
Попытаюсь дать прогноз на это столетие: в двадцатых-тридцатых годах человечество вернётся на Луну. Подчёркиваю – именно человечество – во Вселенной мы будем землянами, невзирая на государственную принадлежность. В сороковых-пятидесятых годах будут развёрнуты орбитальные лунные станции и поселения на поверхности Луны.  В это же время возможен пилотируемый полёт на Марс. До конца века вполне может быть построено марсианское обитаемое поселение. С середины века в космонавтике  начнут активно применяться ядерные двигатели. К концу двадцать первого века будет развёрнута космическая система предотвращения метеоритной угрозы Земле. Безусловно, в исследованиях Солнечной системы будут активно применяться и автоматические спутники и лаборатории – в силу своей экономичности.
Мой прогноз базируется на техническом состоянии космической техники сегодняшнего дня и ближайших перспективах её развития - естественно,  при условии достаточного финансирования. А что будет за пределами двадцать первого века предсказывать, возможно, и увлекательно, но не научно. Разве что скажу – ни пресловутого «космического лифта», ни фотонных звездолётов не будет никогда – по многим техническим и экономическим соображениям. А к другим звёздам человечество обязательно полетит, но на кораблях, работающих на иных физических принципах – например, телепортации. Но это совсем другая история.
Фотография Земли, сделанная Аполлоном-17 в 1972 году
У многих сегодня складывается такое впечатление, что исследования космоса, такие многообещающие в 1960-е годы, в конце ХХ – начале ХХI веков замерли, остановились и вряд ли сдвинутся с мёртвой точки. Это действительно так или же только кажется?

В каждой области науки и техники были не только времена бури и натиска, но и обязательно – времена, похожие на застой. Почему – похожие? Потому что и в эти периоды идёт подспудное накопление теоретических и опытных данных, которые потом обеспечивают очередной качественный рывок. Сегодня в космонавтике практически исчерпаны возможности развития ракет на химическом топливе. Выход – применение ядерных двигателей. Но это уже другие – неотработанные технологии, новые проектные решения и проблемы. А для их реализации необходимы политическая воля и «длинные деньги». Чего сегодня не наблюдается ни в одной из стран «космического клуба».

Какие страны сегодня являются активными игроками в вопросах освоения космоса, запуска космических аппаратов и удаётся ли России удерживать свои высокие позиции в данной сфере?
Страны эти все известны и все – наперечёт: США, Россия, Китай, Индия и объединённые европейцы. Из них пилотируемыми кораблями обладают сейчас только Россия и Китай. Основные блоки международной космической станции произведены в России. Так что выводы делайте сами. Однако – приоритет за исследованиями планет солнечной системы удерживают США. 

Вы и физик и лирик, то есть вы не только являетесь координатором работ по управлению российским сегментом МКС, но ещё и поэтом, основателем интернет-газеты, скажите, все люди, связанные с космосом, также и люди творческие?

Все люди – разные и все – талантливые. Правда, иногда не хватает жизни разобраться, в какой области у тебя талант. Так что без творчества в космонавтике не обойтись, но талантов (как и в любой отрасли человеческой деятельности) немного. Но они есть.