среда, 18 марта 2015 г.

Прически Германии (Северное Возрождение)



В XIV-XVI вв. искусство Возрождения расцвело в Италии – работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Однако, не только в Италии художники проявляли интерес к искусству Античности и естественным наукам. Немного позже по времени и чуть севернее Италии средневековое искусство также претерпевало изменения – в Германии, Нидерландах. Данное искусство получило название искусства Северного Возрождения. В отличие от итальянского Возрождения в странах Северного Возрождения искусство в большей степени опиралось не на традиции Античности, а на народные мотивы, плюс было сильно влияние искусства прошлых столетий – готики.


Альбрехт Дюрер, «Автопортрет», Старая пинакотека, Мюнхен


Самые яркие страны Северного возрождения – Нидерланды (к примеру, художник Иероним Босх), Германия (художник Альбрехт Дюрер).

Так же, как и искусство, в странах Северного Возрождения изменялись и костюм, и прически. Хотя, в отличие от Италии, они многое заимствовали и из Средневековья.

Мужские прически Германии периода Северного Возрождения (XVXVII вв.)

Мужчины в основном носили длинные волосы – длиной до плеч или лопаток. Спереди – ровная челка. Волосы могли как оставаться прямыми, так и завиваться.

Во время охоты или же путешествий мужчины носили прическу с зачесанными назад волосами и открытыми ушами.


Альбрехт Дюрер. «Автопортрет». 1498

Носили, но гораздо реже, и прическу «колб» - прическу по итальянской моде, эллипсообразную, с волосами длиной чуть выше линии плеч.

Крестьяне и военные носили «пейзанские» прически, которые появились еще в период Средневековья.

С конца XVI века в северную Европу начинает проникать и испанская мода. Появляются короткие стрижки по-испански, которые носят с небольшими бородами остроконечной формы.

Бороды в Германии в то время носили, как и усы. Но существовало одно правило – мужчины отращивали либо бороду, либо усы. Бороды были самой различной формы – остроконечные (по-испански), круглые, клинообразные, раздвоенные.


Мартин Лютер, портрет работы Лукаса Кранаха Старшего

Среди модников встречались и бороды с волосами только на одной щеке, другая же щека выбривалась. Однако такие бороды очень быстро стали предметом для шуток и вышли из моды.

Женские прически Германии периода Северного Возрождения (XVXVII вв.)

Самыми распространенными женскими немецкими прическами стали различные виды плетеных кос. Могли носить и искусственные косы. Но признанные красавицы обязаны были обладать собственными, естественными, длинными и густыми косами.


Фламандская школа «Портрет Маргариты, графини Фламандской, супруги Филиппа Смелого» (фрагмент). XVI век. Музей богадельни Контесс, Лилль
Женские прически, как и головные уборы, Германии того периода имеют много общего с прическами и головными уборами Голландии и Фландрии

Девушки заплетали височные косы. Замужние женщины заплетали волосы в косы и укладывали их замысловатыми фигурами вокруг головы или же над висками – типа «короны» (коса обвивалась вокруг головы), типа «баранок», «улиток» (косы укладывались в виде спирали со стороны правого и левого виска).


Мастер Кастелльского Рождества «Портрет дамы» (фрагмент). 1450-е. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Коса вокруг головы

Интересно, что в суде девушки и женщины, давая присягу говорить только правду, клялись собственными косами. Они наматывали косы на левую руку, которая клалась на грудь. Правую же руку клали на жезл судьи, который принимал присягу.

С конца XVI века в немецких княжествах в моду постепенно начинают входить высокие прически по образцу испанских и французских причесок того времени.


Лукас Кранах Старший«Юдифь с головой Олоферна». Государственная галерея Штуттгарта

Головные уборы

Мужчины в качестве головного убора в основном носили барреты (четырехугольная шапочка родом из Средневековья). Причем носили данные головные уборы представители всех сословий. В XV веке это были мягкие небольшие по форме головные уборы с отгибающимися полями. В XVI веке их размеры стали больше, а поля огибали всю окружность. Украшали барреты золотыми бляхами, булавками, шнурами. А их форма со временем становилась все более плоской.


Круглая баретта.Пинтуриккьо «Портрет мальчика» (фрагмент). Ок. 1500. Галерея старых мастеров, Дрезден


Высокая баретта.Ганс Мемлинг «Портрет мужчины в красной шляпе». 1470. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

К концу XVI века в мужскую моду войдут фетровые шляпы с узкими полями в форме высокого конуса.


Альбрехт Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, Нюрнберг, Немецкий национальный музей

Женщины в качестве головных уборов носили чепцы самых разнообразных форм, платки, покрывала, свернутые в виде чалмы (мода, пришедшая из Венеции), шляпы из фетра. Очень часто встречались и «старые» средневековые головные уборы – эннен, горж.


Ян ван Эйк «Портрет жены донатора» (фрагмент) — «Гентский алтарь» (правая нижняя панель полиптиха в закрытом виде). 1432. Собор Святого Бавона, Гент
Белое покрывало


Ганс Мемлинг «Молящаяся донаторша Катерина Канальи с архангелом Михаилом» (фрагмент) — «Страшный суд» (правая панель триптиха, обратная сторона). 1473. Поморский музей, Гданьск


Ганс Мемлинг «Девушка с гвоздикой» (фрагмент) — «Диптих с аллегорией настоящей любви и лошадьми» (левая панель). 1485—90. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Эннен

Пожилые женщины обязательно покрывали голову светлыми тканями в качестве своеобразного покрывала.