Мода XVIII века – это мода на юность, роскошь и
беззаботность. Мода стиля рококо – это мода последних беззаботных лет
французской аристократии, да и аристократии всей Европы также. XIX век войдет в историю как век революций,
одним из первых, в конце века XVIII,
свою корону, а заодно и голову потеряет французский король.
Миниатюра
с изображением Марии-Антуанетты (сидит справа) и ее сестер
Мария-Антуанетта
– последняя французская королева, законодательница моды в стиле рококо
Но пока век XVIII, время балов и салонов. Время
платьев с неимоверно пышными юбками, в таких платьях трудно пройти в дверные
проемы, и невообразимо высоких причесок. С такими прическами иногда приходится
ездить в открытых каретах, так как крыши карет малы для причесок рококо. В
конце-концов, в это время на голове могли носить целый корабль.
Что касается костюмов, то мода XVIII века в одежде
придерживалась трех основных принципов:
Портрет
Людовика XVI – супруг Марии-Антуанетты, последний король Франции (до Великой
французской революции)
Первый – юность. И мужчины, и женщины должны были
выглядеть как можно моложе. Мужчины не носили бород и усов. Белили и румянили
лица. Надевали на голову маленькие парики с волосами, собранными в небольшие
хвосты или же узлы. Женщины как можно больше утягивали корсетами талию, также в
это время прекрасной считалась небольшая грудь. Были даже специальные
планшетки, которые женщины подкладывали под лиф платья с целью грудь уменьшить.
Лица белились и румянились, выделялись глаза и губы. По-прежнему, как и в XVII
веке носили искусственные родинки -мушки.
К слову, в XVII веке при французском дворе наоборот
ценились пышные женские формы – пышная грудь, округлые бедра, но талия при этом
тонкая. Век XVII можно назвать временем, когда эталоном красоты считалась
зрелая женщина, век XVIII – противоположность, теперь идеал красоты юная
девушка.
То же самое происходило и с цветами одежды. Если в
XVII веке преобладали насыщенные темные синий и красный, то в XVIII веке и
мужской и женский костюм шился из тканей пастельных оттенков. И это второй
принцип моды XVIII века – ваша одежда должна быть как можно наиболее нежных
цветов: салатовый, белый, розовый, голубой. Голубой и розовый были любимыми
цветами стиля рококо.
Портрет
Франсуа Буше – французский художник XVIII века
Принцип третий – как можно больше бантов, лент и
кружева. И в мужском костюме особенно. Как в XVII веке, так и в XVIII
французская мода как никогда ранее и никогда позже приближала мужской костюм по
его декоративности, силуэту и сложности к женскому. Мужчины не только использовали
косметику, они также носили банты, кружево и чулки.
Выглядеть как мужчина в XVIII веке означало носить
белую нижнюю сорочку с кружевными манжетами, чулки, верхние короткие брюки
(кюлоты), украшенные бантами, обувь на каблуке и с бантиком на носке. Верхней
одеждой изначально был жюстокор, пришедший в век XVIII из века XVII. Жюстокор –
это длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника (на него
выкладывался кружевной воротник нижней рубахи) и с карманами, украшенный
большим количеством пуговиц и подпоясанный широким поясом. С жюстокором носили
шейный белый платок – прообраз современного галстука. Во времена барокко, стиля
XVII века, жюстокор был темных цветов, в период рококо начинают носить жюстокор
голубого и даже розового цвета.
Карикатура
XVIII века на высокие прически
Однако вскоре на смену жюстокору приходит сюртук.
Сюртук XVIII века приталенный, расширяющийся к бедрам, со складками и с узкой
линией плеч и рукавов. Сюртук шили из бархата, атласа, шелка, украшали вышивкой
и декоративными пуговицами.
В конце XVIII века появляется новый вид одежды –
фрак. Первые фраки шились из шелковых и бархатных тканей самых различных цветов
и украшались вышивкой.
Франсуа
Буше. Портрет маркизы де Помпадур
Женщины также носят нижние сорочки, украшенные
кружевом. Затем корсет из китового уса и каркас под юбку платья. Каркасы в это
время делаются на фижмах.
Фижмы - каркас для юбки
в виде вшитых пластин китового уса или ивовых прутьев. Считается, что впервые
фижмы появились в Англии в 1711 году. К середине XVIII века под нижнюю юбку
начинают надевать овальные фижмы, а также появляется сложный шарнирный механизм
для подъема юбки. Теперь очень широкую юбку для прохода в дверной проем можно
сузить, а затем вновь расправить.
Антуан
Ватто. Две кузины
Платье
со «складкой Ватто»
Появляются различные типы платьев. Самым модным
становится платье кунтуш. Платье кунтуш (либо платье со «складкой Ватто») – это
узкое в плечах платье с довольно большим декольте, его главная особенность –
широкие складки («складки Ватто») на спинке платья. Названы данные складки по
имени художника стиля рококо Ватто, на картинах которого можно найти
изображения платья кунтуш. Также у данного платья можно увидеть типичные для платьев
в стиле рококо рукава – узкие, расширяющиеся к локтю, украшенные каскадом
пышных кружев.
Франсуа
Буше. Портрет маркизы де Помпадур
детали
платья маркизы де Помпадур
Также в XVIII веке появляется платье неглиже. Такое
платье можно было носить дома. Неглиже носили без каркаса и жесткого корсета.
Сверху на него часто надевали карако – своеобразный женский фрак или же
курточку с длинными рукавами, короткими фалдами и отворотами на груди.
Портрет
Марии-Антуанетты кисти ее придворной художницы Виже-Лебрен
детали
платья Марии-Антуанетты (один из портретов Марии-Антуанетты Виже-Лебрен)
В конце XVIII века на моду Европы и, в том числе, Франции все
большее влияние начинает оказывать Англия. В XIX веке Англия вытеснит Францию
на второй план и европейская мода XIX века будет формироваться под влиянием
английской моды.
Франсуа
Буше. Портрет мадам Бержере
Так, из Англии в конце XVIII века во Францию
приходит мода на платье полонез. Платье полонез считалось утренним платьем, при
этом оно могло быть как домашним, так и парадным. Подол платья полонез был
подобран в виде полукружий таким образом, что из под него была видна нижняя
юбка.
Портрет
миссис Освальд - детали
Большую роль в женском костюме стиля рококо играли и
различные аксессуары – веера, ленты, которые повязывали на шею, шляпы, гребни и
броши, сумочки. К примеру, сумочка «помпадур», свое название она получила в
честь фаворитки французского короля мадам де Помпадур. Сумочка «помпадур» - это
небольшая дамская сумочка в виде бархатного, матерчатого или же кружевного
мешочка.
Виже-Лебрен.
Виконтесса Водрей
Декольте
платья прикрыто под влиянием английской моды
Также дамы XVIII века могли носить и весьма специфические украшения,
к примеру, блохоловки. Блохи в то время были не редкостью, а проблемы с
гигиеной во дворцах существовали еще со времен Средневековья. Аристократы мыться
не любили (да и условий не было – во дворцах особо нет ванн и бань) и поэтому предпочитали
использовать духи в большом количестве. Так что блохоловки были и украшением, и
вполне необходимой с практической точки зрения вещью. Выглядели они в виде вилочки
с подвижными зубцами-усиками. Носили светские дамы блохоловки как украшение на
шее.
Украшения
Марии-Антуанетты
Кольцо,
подаренное Марией-Антуанеттой ее дочери Софи.