Эпоха Возрождения или же Ренессанса стала расцветом
европейской живописи. Именно в данное время (XV-XVI вв.) жили и создавали свои
выдающиеся произведения такие художники, как Леонардо да Винчи, Микеланджело,
Рафаэль.
Леонардо
да Винчи
Джоконда
Центром культуры Возрождения являлась Италия. В XV
веке все художники, скульпторы и архитекторы Италии стремились во Флоренцию.
Ведь именно во Флоренции проживало могущественное и влиятельное семейство
Медичи. Семья Медичи не только обладала несметными богатствами, но и активно
поддерживала искусство.
Леонардо
да Винчи
Портрет
Дамы с горностаем
Во многом именно благодаря Медичи Флоренция в XV
веке становится центром развития искусства. В этом городе работали Сандро
Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, знаменитый архитектор Филиппо
Брунеллески. Но не только городом художников в XV веке являлась Флоренция, была
она и столицей моды. Флорентийские ткани славились далеко за пределами Италии,
приносило известность городу и флорентийское кружево.
Сандро
Боттичелли
Портрет
Джулиано Медичи
Мода Флоренции XV века была яркой и свободной. Она
пришла на смену периоду Средневековья – периоду закрытых платьев и обязательных
головных уборов, времени абсолютного влияния церкви на одежду своих прихожан.
В период Возрождения влияние церкви на общество
ослабевает. Пошатнули всемогущество католической церкви и Великие
географические открытия (в XV веке была открыта Америка), и новые изобретения
(к примеру, в XV веке появляется книгопечатание), и движение за реформацию
католической церкви. В Германии против церкви выступает священник Мартин Лютер,
которого поддерживает простой народ, и вскоре образуется независимая от Папы
Римского лютеранская церковь. Появляется своя, англиканская, церковь и в
Англии. Теперь английская церковь подчиняется только королю Англии, но не Папе
Римскому.
Изменения, происходящие во всех сферах жизни
общества XV века, находят свое отражение и в моде.
Одежда становится свободной, с широкими рукавами,
одежду украшает множество разрезов – на линии талии, на рукавах. Такие разрезы
делаются как для того, чтобы показать дорогую (иногда даже шелковую) ткань
нижних рубашек, так и для удобства движений. Модными становятся рукава-буфы. В
женском платье появляются декольте. Очень часто вырезы делаются не только
спереди, но и на спинке платья – обязательно в форме треугольника, чтобы
подчеркнуть длину шеи.
Рафаэль
Портрет
женщины (Донна Гравида)
В период Возрождения в Италии у женщин красивой
считалась длинная шея и высокий лоб. Женщины по-прежнему, как и в Средние века,
чтобы подчеркнуть высоту лба, на толщину двух пальцев руки сбривали волосы надо
лбом. Не красили брови и ресницы. Но зато в большом количестве использовали
духи. Румянили щеки, красили губы.
Мужчины во Флоренции носили нижнюю рубашку длиной до
середины бедра, украшенную кружевами на манжетах и воротнике. Воротник и
манжеты нижней рубашки никогда не прятались под верхней одеждой, для того,
чтобы было видно дорогое в те времена кружево. Рукава нижней сорочки были
пышными и их пропускали в разрезы рукавов верхней одежды.
Сандро
Боттичелли
Портрет
молодого человека
На ногах носили чулки и верхние короткие, длиной до
середины бедра, панталоны (они же рейтузы). Шились рейтузы чаще всего из
бархатной ткани. С XVI века такие штаны станут чуть длиннее и будут
застегиваться пуговицей под коленом. Название «панталоны» данному элементу мужской
одежды было дано в честь итальянца по фамилии Панталони, который первым начал
носить подобные штаны.
Рафаэль
Портрет
Альоло Дони
Верхней одеждой был колет – короткая верхняя
распашная одежда, застегивающаяся на пуговицы или же со шнуровкой. Колет мог
быть как с высоким стоячим воротником, так и с вырезами различной формы. Еще
одним вариантом верхней одежды была симарра – распашная одежда различной длины
с длинными широкими рукавами. Симарра встречается не только в мужском
гардеробе, но и в женском. Женщины носили симарру поверх платья.
Также мужчины Флоренции носили и различные плащи. К
примеру, табар – накидка в виде короткого нарамника (плащ, не сшитый по бокам)
со свободно свисающей спинкой и подпоясанной полочкой. Излюбленным головным
убором во Флоренции были береты.
Сандро
Боттичелли
Портрет
Симонетты Веспуччи
Женщины носили платья с декольте, разрезами на
рукавах, рукавами-буфами и со шнуровкой спереди. Такие платья назывались
гамурра.
Симонетта
Веспуччи
Еще одним вариантом женского платья было платье
киртл. Киртл – платье с узким лифом и длинной шнуровкой, с короткими рукавами
или без них (в данном случае рукава пристегиваются отдельно).
Платья шились из дорогих и ярких тканей. Как и в
мужском костюме, через разрезы в рукавах верхнего платья обязательно просматривалась
белая ткань нижней рубашки.
Антонио
Аллегри, прозванный Корреджо.
Портрет
дамы
Интересными были и прически жительниц Флоренции.
Особой популярностью пользовалась прическа под названием «флорентийская коса» -
волосы над ушами укладывались в виде полукружий, разделялись на прямой пробор,
сзади на спину спадала длинная коса, украшенная лентами и нитями жемчуга.
Встречались и более сложные варианты данной прически.
Антонио
Поллайоло
Портрет
дамы
На
рукаве платья рисунок в виде цветка граната – очень популярный рисунок на
флорентийских тканях
Также в моде была и завивка. Завивали волосы как
мужчины, так и женщины. Точно так же, как художники эпохи Возрождения
обращались к традициям искусства Древней Греции и Древнего Рима, так и модники
Ренессанса черпали вдохновение в образах богов Античности. Помимо завивки в
моде были и светлые волосы. Ведь древнегреческие боги и богини описывались как
«златокудрые».
Рафаэль
Портрет
Иоанны Арагонской
Особенно мода на светлые волосы распространится в
Венеции. Венецианки даже носили соломенные шляпы без донышка, в которых волосы
выкладывались на поля для того, чтобы выгорая на солнце, они приобретали более
светлый оттенок.
Венеция являлась второй столицей итальянской моды
эпохи Возрождения после Флоренции. Весь XVI век моду в Италии диктовала
Венеция. Станет Венеция в XVI веке и центром искусства. Именно в Венеции
создавали свои шедевры такие художники Позднего Возрождения, как Тициан и
Джорджоне.
Тициан
Портрет
Томазо Винченцо Мости
В XVI веке на моду Венеции большое влияние оказывала
мода Испании. Женские платья становятся более закрытыми. Рукава сужаются, буфы
остаются только в области плеча. Под влиянием Испании более темными становятся
и цвета одежды. Мужчины начинают носить небольшие бороды, в то время как во Флоренции
мужчины ходили с выбритыми лицами.
Самой распространенной тканью в мужском костюме
становится бархат. Одежду часто украшали мехом и вышивкой.
Тициан
Портрет
мужчины в красной шапке
Верхней одеждой служил пурпуэн, сохранившейся в
мужском костюме еще со времен Средневековья, с глубоким вырезом на груди. На
ногах носили чулки и штаны о-де-шосс – короткие и шарообразной формы.
Женщины в Венеции также предпочитали дорогую
бархатную ткань темных цветов. Носили платья с рукавами-буфами и юбкой со
складками. Декольте очень часто прикрывалось отсутствием выреза на нижней
рубашке. Таким образом, декольте платья демонстрировало складчатые нижние
рубашки с оборками и богатой отделкой.
Тициан
Красавица
Поверх платья женщины могли носить черные бархатные
плащи, а также мантии и пелерины, скрепляющиеся брошками или же пряжками.
Тициан
Портрет
Изабеллы
Появляется в Венеции XVI века
и мода носить маски либо полумаски из черной ткани. Такими масками знатные дамы
очень часто прикрывали лица, выходя из дома и направляясь в гости к своим
тайным любовникам.
В Венеции зарождается мода носить веера и перчатки.
Причем перчатки становятся неизменным аксессуаром как женского, так и мужского
костюмов.
Однако, уже с середины XVI века Италия оказывает все
меньшее и меньшее влияние на европейскую моду. Изначально пальму первенства у
Италии забирает Испания, а с XVII века - Франция.
Для mylitta.ru