понедельник, 7 января 2019 г.

Яркие истории о Наде Леже


Надя Леже – художница, представительница авангарда начала ХХ века, а также женщина с неординарной судьбой. О жизни Нади Леже запросто можно снимать фильмы в приключенческом жанре. Впрочем, сегодня ее биографию вполне можно бы было публиковать и как историю успеха.


Чарльз Васнер
Портрет Нади Ходасевич


Итак, Надя Леже (в девичестве Ходасевич) родилась в белорусской деревне Осетище, сейчас это территория Витебской области, а в 1904 году, когда родилась будущая художника, это была Витебская губерния Российской Империи. Семья была бедной крестьянской семьей, как и все семьи в те времена многодетной. В семье было 9 детей. Еще более осложнила жизнь семьи Ходасевичей Первая мировая война, которая началась в 1914 году. Военные действия проходили на территории Беларуси, отец Нади ушел на фронт … И, возможно, если бы не революция 1917 года, шансы Нади Ходасевич стать художницей равнялись бы нулю.


Надя Леже

История первая – статья в журнале

Надя Ходасевич рисовала с самого детства. Ни ее родители, ни соседи не могли понять такого увлечения деревенской девочки. Сама Надя Леже, уже будучи известной парижской художницей, вспоминала, что ее всегда привлекал цвет. Зеленый цвет мокрой травы, голубое небо, отражающиеся в лужах – все это она пыталась передать на своих первых зарисовках. Плюс лица знакомых людей. Эти две темы – цвет и портреты - будут присутствовать на картинах Нади Леже в течение всей ее жизни.

Все начинается с мечты

В поисках лучшей доли семья Ходасевичей переехала в город Белёв (сейчас это город в Тульской области Россия). И вот в этом городе в руки уже повзрослевшей девушке попался журнал со статьей о французской живописи. Надя Ходасевич вырвала статью из журнала и всегда носила ее с собой. Так зародилась ее мечта – быть художницей в Париже.

«Москва - это революция, Париж – это живопись» - так думала Надя Ходасевич в годы своей юности
и в итоге сделала все, чтобы оказаться в Париже

В 1919 году Надя Ходасевич покидает семью, которая так и не приняла ее желания во чтобы то  ни стало стать художницей, и уезжает в Смоленск. В Смоленске девушка оказалась не случайно, она узнала, что в этом городе открылись Государственные свободные мастерские - «Свомас». В данных мастерских также работал филиал Витебского УНОВИС  - объединение художников-авангардистов, созданное Казимиром Малевичем, который в те годы жил и работал в Витебске.

 
«Колхозницы»
Надя Леже

И в Смоленске, и в Витебске в самом воздухе в те годы витали идеи революционного изменения мира посредствам искусства и революции в самом искусстве. Идеи и работы Малевича также повлияли на творчество Нади Леже – геометрические фигуры и цвет – все это будет неизменно присутствовать в работах Нади Леже.

Жизнь в Смоленске не была легкой, помимо учебы Наде приходилось работать нянькой, чтобы прокормить себя.


На фото Надя Леже в своей мастерской среди автопортретов и картин

А вскоре взгляды Казимира Малевича на искусство разочаровали Надю Ходасевич. Пятнадцатилетней девушкой, которая мечтала о живописи, о Париже, о высоком искусстве, идеи Малевича об утилитарной функции искусства были восприняты в штыки. И Надя решила ехать – ехать в Париж.

«Да ведь без живописи человек обеднеет!»
Надя Леже

История вторая – Варшава и модные шляпки

В Варшаву Надя Ходасевич приехала так же, как и в Смоленск – без гроша в кармане. Для нее Варшава была промежуточной остановкой между Смоленском и Парижем, но в итоге в Варшаве Надя Ходасевич проведет гораздо больше времени, чем планировала.

В Варшавскую Академию художеств Надя Ходасевич поступила без экзаменов. Жилье нашла при монастыре. А подрабатывать начала модисткой – шить модные в те времена шляпки.

Шляпки от Нади Леже

Шить шляпы она не умела и поэтому пошла на хитрость. Надя обошла всех варшавских шляпниц, и просила каждую из них научить ее делать какую-то маленькую работу, так как все остальное она умеет, а вот этой малости ей не хватает. В итоге она научилась шить шляпки. Наверное, из нее могла бы получиться отличная модистка, так как клиенток у Нади было много и ее шляпки им нравились, но вот мечта у нее была совсем другой – стать художницей.


Автопортрет
Надя Леже

Также в Варшаве Надя Леже вышла замуж за своего однокурсника Станислава Грабовского. Вместе с мужем она и уедет в Париж, не зная языка, но уже хотя бы с некоторой суммой денег.  В Париже у них родится дочь. Но брак не будет долгим.

Свадьба и Париж

В Париж Надя и Станислав убежали от родителей Станислава, богатых людей, которые резко выступали против деревенской девушки в качестве своей невестки. А уже в Париже Станислав начнет завидовать Наде. Так как Надя Ходасевич, по его мнению, оказалась более талантливой художницей, чем он. Двое художников в одной семье так и не смогли ужиться.


Фернан Леже. Портрет Нади Леже

В Париже Надя Ходасевич прошла стажировку в Академии современного искусства, которую возглавлял французский художник Фернан Леже. Но женой Фернана Леже Надя Ходасевич станет гораздо позже  - после Второй мировой войны, в 1952 году.

В довоенные же годы Надя Ходасевич пытается обустроиться в Париже – продает свои картины на улице, рисует на заказ, и даже издает журнал – французско-польский авангардный журнал «L’Art Contemporain — Sztuka Współczesna».


«От имени миллионов наших детей требуем мира»
Надя Леже
На картине ее автопортрет с дочерью

История третья - партизанка

И вот начинается Вторая мировая война. Париж оккупируют немецкие войска. А Надя Ходасевич становится участницей французского Сопротивления.

В годы Второй мировой войны Надя Ходасевич участвовала в подпольной работе в оккупированном Париже. И ей даже пришлось убегать от слежки и менять внешность. Это был единственный период в жизни художницы, когда она изменила свою прическу. Некоторое время Надя Ходасевич носила короткую стрижку и белый цвет волос, красила губы яркой красной помадой. И это был очень не привычный для нее имидж. Ведь, как вспоминала Надя Леже, остричь свою длинную косу темных волос для нее было трагическим событием. Звали Надю-подпольщицу в те годы – Жоржетт Пэно.


«Видите фото? Да, это я.
И если тут не узнают меня мои внуки, я буду только рада»
Надя Леже

В итоге Наде Ходасевич пришлось уехать из Парижа, но и во французской провинции она продолжала участвовать в Движение Сопротивления – ходила от деревни к деревне, рисовала портреты для местных жителей, а заодно и передавала информацию от одних подпольщиков другим.


Пабло Пикассо, Фернан и Надя Леже


Майя Плисецкая, Екатерина Фурцева и Надя Леже

Happy End

В итоге Надя Ходасевич, как и хотела, стала парижской художницей, вышла замуж за французского художника Фернана Леже, была знакома с Пабло Пикассо и дружила с Екатериной Фурцевой – министром культуры СССР. Кстати, в 1960-е годы Надя Леже активно участвовала в культурной жизни Советского Союза – привозила выставки французских художников, поддерживала актеров из СССР на международных кинофестивалях, передала ряд своих мозаик в дар СССР. Мозаики работы Нади Леже, кстати, почему-то в итоге оказались в городе Дубна Московской области, хотя изначально должны были находиться на территории родины художницы – БССР.


Мозаики Нади Леже в городе Дубна, Москавская область
На мозаиках изображены портреты известных людей, среди которых портреты Маяковского, Толстого, Чайковского и т.д.

Умерла Надя Леже в ноябре 1982 года.


Мозаики Нади Леже в городе Дубна, Москавская область


Иллюстрации к статье - фотографии из книги Л. Дубенкской «Рассказывает Надя Леже»