Если у них нет
хлеба, пусть едят пирожные.
Мария-Антуанетта,
королева Франции,
казненная на гильотине.
Стиль рококо – это одновременно и продолжение и
противоположность барокко. Рококо – стиль XVIII века. Стиль, в отличие от
барокко, рассчитанный на более скромные помещения и малые размеры. Недаром
рококо еще называют интерьерным стилем. Однако не менее пышный, нарядный и
яркий.
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
Прически
и костюм периода рококо
Рококо – стиль нежный: неяркие цвета (нежно-розовый,
нежно-голубой, салатовый), весенние мотивы в живописи, а также мотивы вечной
юности и любовь к жанру ню. А еще рококо – это стиль последних лет
существования французской монархии, предреволюционный стиль. Стиль времен,
когда народу не было что есть, а во дворцах царила чрезмерная роскошь.
Прически периода рококо отчасти продолжали традиции
периода барокко. Это были прически на париках у мужчин и высокие прически у
женщин. Впрочем, в период рококо, и это одна из главных особенностей женских
причесок того времени, они достигнут невообразимо высоких размеров.
В моде по-прежнему остается прическа «аля-фонтанж». Данную
прическу очень любит Мария-Антуанетта. Появляется и еще один вариант такой
прически – «фонтанж коммод» («удобная»).
Портрет мадам Дю Барри, работы художницы Элизабет Виже-Лебрен
Прическа
и головной убор XVIII века
В 20-е годы XVIII века в моде небольшие прически. К
примеру, прическа «малая пудреная» - прическа из слегка завитых волос,
уложенных вокруг головы, и с гладким затылком. Еще одно название такой прически
– «графиня Коссель». На основе «малой пудреной» прически была создана и
прическа «полонез». Ее авторство приписывается французской королеве польского
происхождения Марии Лещинской. Обязательными элементами прически «полонез» были
украшения – перо и брошь.
В середине XVIII века носили прическу «тапи» - взбитые
завитые волосы, уложенные высоко надо лбом. Также в моде были прически с
яйцевидным силуэтом.
Жан Батист Готье Даготи. Мария-Антуанетта.
Прическа
Марии-Антуанетты, украшенная драгоценностями. Автор куафер (парикмахер) Леонар.
Портрет Марии-Антуанетты, работы художницы и ее подруги Элизабет Виже-Лебрен,
1785.
Высокая
прическа
А в 60-70-е годы XVIII века приходит мода на высокие
прически. Такие прически делаются с использованием искусственных прядей, а
также целых декоративных элементов – фигурок людей, животных, фруктов. К
примеру, прическа фрегат – с корабликом на голове. Такие прически сооружались
длительное время и носились в течение не одного месяца. Посыпались пудрой,
различными ароматическими веществами. И в таких прическах вполне могли
заводиться различные насекомые. У одной из придворных дам на голове даже
поселилась мышь. Прически чесались. Чтобы дамы могли чесать головы, у них
существовали специальные длинные палочки. А так как с такими огромными
прическами проблематично было сесть в карету с крышей, то дамы путешествовали в
повозках. Но вскоре известный французский парикмахер того периода, личный
парикмахер Марии-Антуанетты, Леонар придумал механизм, с помощью которого
прически могли складываться.
Прическа фрегат
Карикатура на высокие прически
Помимо прически «фрегат» была популярна и прическа
«а-ля мадам дю Барри», названная так в честь фаворитки короля Франции Людовика
XV. Прическа состояла из завитых и напудренных волос, уложенных на высокий
каркас.
Мужские прически делались на париках. Однако в
отличие от париков XVII века парики века XVIII имели гораздо меньший размер.
Так, широко был распространен парик с мелкой
завивкой «а-ля мутон» («под барана»). Носили и прическу «ке» («хвост») –
подвитые волосы зачесывались назад и завязывались на затылке черной лентой.
Изначально такая прическа делалась из своих волос, однако затем ее начнут
носить и на париках.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Этьена Виже (брата художницы), 1773.
Прическа
с хвостом.
Еще одна прическа «а-ля бурс» - хвост из волос
убирался в мешочек или же футляр, который делался из черного бархата и имел
четырехугольную форму, а также украшался бантами, пряжками и рюшами. При этом
около висков оставлялись пряди волос, которые спускались чуть ниже уха. Такие
пряди назывались «крылья голубя».
Морис Кантен де Латур. Автопортрет.
Прическа
«а-ля бурс»
В 30-е годы XVIII века очень популярна была прическа
«а-ля катоган» («узел»). Прическа делалась из завитых и напудренных волос. На
висках волосы завивались в букли или же завитки-ракушки, а на затылке
оставлялась длинная прядь, которая и собиралась в толстый узел, чем-то
напоминая конский хвост.
Носили и прическу «а-ля будера» («крысиный хвост»).
Волосы надо лбом взбивались в высокий кок, на висках завивались в букли, а на
затылке плотно обвивались кожаными ремешками, муарной лентой.
Жозеф Дюплесси. Портрет Людовика XVI, 1775.
Парик
и «крылья голубя» (у висков) на прическе.
Были и прически с косами, которые перевязывались
бантом. Такие косы не были длинными и их называли «свиными хвостиками».
Со второй половины XVIII века моду на мужские
прически все больше и больше начинает диктовать Англия. Плюс начинает
проявляться интерес к Античности (ведутся раскопки Помпей), а соответственно и
к античным прическам.
Морис Кантен де Латур. Портрет Руссо, 1753.
Мужская
прическа. XVIII век.
Интересный факт: именно в XVIII веке в Париже была
открыта Академия парикмахерского искусства. Парикмахеров тогда называли
куаферами. Самыми известными куаферами были Легро – парикмахер Людовика XV, он
же являлся и создателем Академии, и Леонар – парикмахер Марии-Антуанетты.