Страницы

пятница, 17 октября 2014 г.

Прически в стиле ампир (и поздний классицизм)



Красивая женщина нравится глазам,
а добрая сердцу; одна бывает прекрасною вещью,
 а другая сокровищем.
Наполеон Бонапарт

Стиль ампир – это стиль первой половины XIX века. Ампир или же имперский стиль зарождается во Франции совместно со становлением французской Империи времен Наполеона Бонапарта. И совместно с гибелью Империи и поражением Наполеона стиль ампир исчезает.

Имперский стиль – так он был назван неслучайно. Стиль ампир – это подражание, опора на искусство Древнего Рима периода Империи. Именно во времена Наполеона во Франции, в Париже, была сооружена Триумфальная арка – в честь побед его армии. Такие же арки сооружались в Древнем Риме - в честь побед императоров. Но не только в архитектуре и живописи, но и в костюме, и в прическах период правления Наполеона был временем господства стиля ампир.


Жак Луи Давид. Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри. (1812)


До ампира был классицизм. Классицизм в большей степени подражал и опирался на искусство Древней Греции. Классицизм был весьма простым, по сравнению с рококо, стилем. Стилем спокойным, строгим, без излишних украшательств. Классицизм во Франции приходит на смену рококо после Великой французской революции. Революции, которая похоронила не только королевскую власть, но и саму роскошь французского двора. В прошлое канули пышные юбки и кринолины, высокие прически и дорогие парики. К слову, само слово «парик» после французской революции стало нарицательным – так называли консерваторов. После революции изменилась и сама мода – впервые мода начала идти снизу, из масс. Так, в послереволюционные годы в моде была прическа «дикарка» - растрепанные волосы, без всяких украшений.

Но когда к власти приходит Наполеон Бонапарт и провозглашает себя императором, мода Империи уже не может быть простой, она усложняется и в моде начинает задавать тон стиль ампир – имперский.


 Доминик Энгр. Бонапарт — первый консул.
Мужская прическа – короткая стрижка.

Мужские прически того периода, первая четверть XIX века, были достаточно просты. Это были короткие стрижки с завитыми волосами. Мода на такие стрижки приходит еще в период классицизма. Мужские прически подобны прическам Античности (Древняя Греции, Древний Рим), а соответственно носят и названия в честь римских императоров – прически «а-ля Каракалла», «а-ля Титус». В прическах делаются различные проборы – прямой, боковой, сквозной.

Мужчины носят усы и бакенбарды. Бороды носят редко, а если и носят, то небольшие бороды-«эспаньолки».


 Жак Луи Давид. Автопортрет (1794)
Мужская прическа

Женские прически более сложные и имеют ряд вариантов. Так, женщины также носят прически на подобии античных – прически с легкой завивкой. А еще в моду входят и египетские прически (после египетского похода Наполеона), к примеру, прическа «а-ля Клеопатра».


Фирмин Массо. Императрица Жозефина. (ок. 1812)
Женская прическа стиля ампир

Моду на прически, и не только, среди дам задают светские львицы. Мадам Тереза Тальен, одним из многочисленных мужей которой был Жан-Ламбер Тальен, участник переворота против Робеспьера (деятеля французской революции). На участие в перевороте Тальена побудило знаменитое письмо Терезы, которое она ему написала из заключения - «Я умираю оттого, что принадлежу трусу».

Тереза Тальен одевалась по античному образцу – она носила платье, собранное складками и застегнутое на плече камеей. Тканью для ее платьев был индийский муслин. В прическах Тереза также подражала Античности – свои черные бархатные волосы она коротко стригла и завивала на концах.


Давид. Портрет Терезы Тальен.

Мадам Рекамье (Жюли Рекамье) как и Тереза Тальен была хозяйкой литературно-политического салона. В таких салонах собиралась французская интеллигенция того времени. Салоны служили местом для разговоров о высоком и в то же время для приятного времяпрепровождения. В отличие от мадам Тальен, подруги Жозефины Богарне, жены Наполеона, мадам Рекамье была противницей политики Наполеона Бонапарта, из-за чего и была выслана из Парижа и много путешествовала по Италии.


Давид. Портрет мадам Рекамье (1800)

Мадемуазель Ланж – актриса, работающая моделью для многих художников. И, конечно же, Жозефина Богарне – первая жена Наполеона. К слову, Наполеон был моложе своей супруги на шесть лет. У Жозефины он был вторым мужем. Познакомила Жозефину тогда еще не с императором, а с молодым генералом ее подруга – мадам Тальен.


Франсуа Жерар. Портрет мадам Рекамье. (1802)

Если изначально женские прически начала XIX века были короткими, то со временем они начинают делаться на более длинных волосах. Так, к примеру, появляется прическа «а-ля Нинон». Прическа была скопирована с портрета куртизанки XVIII века Нинон де Ланкло. Прическа состояла из волос на лбу, завитых в легкую челку, надо лбом горизонтальный пробор, на висках крупные локоны до плеч, на затылке тугой и плоский шиньон, украшенный страусиным пером.

В 1810-е году в моду входят прически пирамидальной формы. Обязательными элементами причесок становятся пучки или же искусственные шиньоны.


Пьер-Поль Прюдон. Жозефина.

В 1820-е годы модной становится прическа без челки, с высоким пучком из кос на макушке, с пучками из локонов над ушами и с прямым или же зигзагообразным пробором. Таким образом, мода на прически в духе Античности сходит на нет, как и сам стиль ампир.