Страницы

пятница, 12 декабря 2014 г.

Мода как глобальное и локальное



Немного теории

Мода – это серьезно. Мода – это очень серьезно. Девушки – фэшн-блогеры, дизайнерские коллекции, Недели моды – одна сторона. Мода как бизнес, промышленные предприятия, фабрики, шьющие одежду, производство тканей – другая сторона. А еще можно посмотреть сверху – на моду как систему, на моду как историческое явление, на моду как часть культуры, на моду как часть жизни общества. На моду как на целое явление и событие.


Кадр из фильма «Блондинка в законе»


Мода – французское слово (mode), происходящее от латинского modus, что означает образ, мера, правило. Мода – это временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Мода определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени. Таким образом, мода непостоянна и зависит от времени. Время – это одна из главных характеристик моды.
В данной же статье мы рассмотрим моду в одежде, а вернее способы представления/освещения модных тенденций в различных интернет-источниках. Мы будем рассуждать о моде как явлении локальном и в то же время глобальном.
Что касается моды в одежде, то впервые она появляется в XIV-XV веках при бургундском дворе (Франция). К слову, именно к этому времени появляются все известные и по сей день виды кроя одежды, а отсюда и возможность изменять фасон, внося какие-то, иногда незначительные новшества, которые, впрочем, целиком изменяют весь образ.

Бургундская мода. Автор иллюстрации художник Дарья Чалтыкьян

Сегодня мода явление в большей степени коммерческое, нежели творчество. Существуют известные бренды и Дома моды, а также четыре мировые Недели моды – в Париже, Милане, Лондоне и Нью-Йорке, которые задают основные тенденции в моде. Затем данные тенденции подхватываются другими странами и городами, распространяясь по всему миру, становясь все более общедоступными и в итоге сходя на нет. Касательно моды сегодня даже выделяются пять ступеней (периодов, циклов) распространения модных тенденций. Эти периоды, в том числе, касаются и информации о моде, ведь мода распространяется как информация, рассказ о ней – на страницах журналов, интернет-сайтов, блогов. Вот эти периоды:

Периоды в моде.

К примеру, в моду входят брюки-клеш черного цвета, но изначально из тонких легко-мнущихся тканей – они неудобны в повседневной носке. Такие брюки появляются на подиумах, их начинают носить звезды шоу-бизнеса – это первый период. Второй период – брюки-клеш черного цвета начинают шить из удобных к повседневной носке тканей. Такие брюки уже могут носить простые люди. И еще один важный момент – они становятся дешевле. Это второй период. Третий период – всеобщий интерес к модной новинке (в данном случае к брюкам-клеш), распространение данной модной тенденции по всему земному шару. Четвертый период – общедоступность таких брюк, они есть у всех, они уже не столь интересны, как это было ранее. И пятый период – исчезновение интереса к данным брюкам и появление новой модной вещи – к примеру, джинсы с низкой талией. И так по кругу. При этом модные циклы у модных предметов одежды бывают очень разными - у не очень дорогих, у будничных летних платьев или шляп, например, циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону (весна/лето и осень/зима). У более «основательных» видов одежды в течение 10 лет.
Данный цикл моды из пяти периодов можно отнести к краткосрочным циклам развития моды. Впрочем, теоретиками моды выделяются и долгосрочные циклы развития моды – в целом около 100 лет.


Европейская одежда XV - XVII веков
1-3 - 2-я половина XV века, 4-6 - XIV век (крестьянская одежда), 7 - 1-я половина XVI века (Италия); 8 - 1-я половина XVI века, 9 - XVI век, 10 - середина XVI века, 11 - XVII век (Испания).

Впервые понятия циклов (периодов) развития моды вводит американский антрополог Кребер. Кребер вводит понятие долгосрочного цикла развития моды и пишет о том, что мода имеет поступательно-возвратный характер. То есть мода достигает крайних точек развития – либо чрезмерность, либо минимализм, а затем вновь возвращается к «золотой середине». Кребер выявил данные закономерности развития моды, основываясь на изучении моды на женское вечерние платье «как типа одежды несущего ярко выраженное назначение». Он анализировал изменения стилевых параметров женского вечернего платья на протяжении истории – длина и ширина юбки, длина и ширина талии, глубина и ширина декольте.
При этом стоит помнить и о том, что на сегодняшний день все чаще упоминается о сжатии циклов моды в последние десятилетия – как краткосрочных, так и долгосрочных. И в этом, в том числе, велика роль сети Интернет. Как пишет исследователь моды Бушуева С.С. в своей статье «Теории циклического развития моды», «Всемирная сеть Интернет позволяет широкой аудитории в короткие сроки ознакомиться с последними модными тенденциями и трендами. В связи с этим промышленность также взяла курс на «быструю моду»».


бренд Zara – самый яркий пример «быстрой моды».

Таким образом, информация о моде распространяется, проходя пять циклов. Эта информация глобальная. То есть - есть центры, в которых появляются каким-то образом модные новинки и затем о них уже пишут везде, будто бросили камень в воду и по воде пошли круги. Так или это? Глобальна ли мода? Оказывается не совсем. Мода еще и локальна. То есть местные тенденции, особенности существуют. Но при этом, что интересно, данные местные особенности, локальное, очень тесно переплетаются с глобальным. То же самое и в информации о моде.

Глобальное, локальное и как итог глокализация
При этом все это происходит в сетевом обществе

Но для того, чтобы определить насколько глобальными или же локальными являются интернет-сайты, блоги, журналы, посвященные моде, для начала следует разобраться с основными понятиями, о которых мы здесь и будем писать. А именно с тем, что такое глобальное и глобализм, что такое локальное, что есть процесс глокализации и что такое сетевое общество.
Итак, современное общество является сетевым обществом. И мода также является элементом сетевого общества. То есть, если учитывать тот факт, что в сетевом обществе доминируют медиа и информационные продукты, то мы вполне можем считать интернет-сайты, пишущие о моде, средствами производства информационных продуктов модной тематики.


Кадр из фильма «Матрица»

При этом, как писал Ян ван Дейк – исследователь сетевого общества, сетевое общество существовало с давних времен и имело пять стадий своего развития. Та стадия, на которой мы находимся сегодня, последняя.
Первая же стадия развития сетевого общества – это времена охотников и собирателей. В те времена информация распространялась по средствам обмена идеями и культурными традициями (песни и танцы, технологии).
Вторая стадия – появление городов. Это время первых цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии, Китая. Время, когда люди в данных империях были объединены, в том числе и информацией, которая распространялась при помощи караванов животных и кораблей. Возможно, именно в данное время начинает распространяться и информация о моде. К примеру, известно, что в Древнем Египте существовали глиняные куклы, которые распространялись по всем регионам Египта и таким образом демонстрировали моду того периода.


Египетские куклы из терракоты. XXI — XVII век до н. э.

Третья стадия – появление алфавитного письма, распространение информации и эпидемий.
Четвертая – после открытия Колумбом Америки. И еще один значительный момент – к 1800 году люди переселяются в города, информация начинает распространяться все быстрее.
Пятая стадия – глобальная сеть. Скорость передачи информации увеличивается, появляются и технологии, служащие для передачи информации. Пятая стадия имеет два периода – первый массовое общество. Второй – наше время – сетевое общество. Касательно моды в данный период изначально появляются журналы моды – конец XIX века, а затем интернет-сайты – конец ХХ- начало ХХI века.
Таким образом, становление сетевого общества напрямую связано с процессом глобализации мира. И информация о моде, как и любая другая информация, принимает глобальный характер.

И тут появляется глокализация

Однако, не все так просто. Мир не становится полностью глобальным. И мода также не является везде одинаковой. Локальное не исчезает. Исследователь Р. Робертсон пишет о таком понятии, как глокализация. Глокализация – это соединение глобального и локального, а именно всеобщего и местного. Локальные культуры взаимодействуют друг с другом, а в любых глобальных процессах в том или ином регионе появляются элементы локального. То есть локальные культуры обретают «второе дыхание», выходят на глобальный уровень. Глокализация связана и с экономикой – необходимость учитывать локальное при распространении бизнеса по всему миру (к примеру, построение сетей магазинов). И это не случайно, ведь и глобализация в первую очередь связывается с экономикой, а уже затем распространяется на иные сферы. Интересно также, что толкование слова глокализация Робертсон берет из Оксфордского словаря, в котором данное слово в плотную увязывается с Японией – «по образцу японской dochakuka (вытекающие из dochaku «живущий на своей собственной земле»), первоначально сельскохозяйственный принцип адаптации агротехник к местным условиям, но также на японском языке бизнеса обозначение для глобальной локализации, глобальные перспективы адаптированы к местным условиям».


 Стиль «готическая Лолита». Япония. И готика, и сам литературный персонаж Лолита – европейское влияние, но преобразованное в рамках японской культуры.

Таким образом, глокализация – это попытка найти компромисс между глобальным и локальным. Лучше всего процессы глокализации можно наблюдать в азиатском регионе, та же Япония, что, возможно, обусловлено и традициями, и историей, и значительными культурными различиями между странами Азии и Европы.
Итак, вернемся к сайтам и блогам о моде. На примере данных сайтов вполне определенно можно показать, что мода в целом является явлением как глобальным, так и локальным. Мода весьма неплохо подвержена процессам глокализации.
К примеру, сайты журналов мод. Сами по себе существующие сегодня журналы мод являются глобальным явлением. Vogue, Vanity Fair, Tatler, Harper's Bazaar, L'Officiel или же тот же Fashion Collection, издающийся в Беларуси и России. Ведь данные журналы имеют общие материалы, подготовленные в центральном офисе и местные материалы, касающиеся тех стран, в которых они издаются. К примеру, Fashion Collection российский журнал, который издается и в Беларуси. На его страницах часть материалов касается российской и мировой моды, часть белорусской. То же самое и с L'Officiel – журнал французский, но издающийся, к примеру, в Украине. Иногда происходят и обратные явления, статьи о событиях в Украине (украинская модная индустрия достаточно развита и дизайнеры из Украины не раз посещали показы, к примеру, в Италии в рамках гостевой программы) могут попасть на страницы французского L'Officiel, но они крайне редки.


Одна из первых обложек журнала Cosmopolitan

Одна из первых обложек Vogue

Что касается сайтов, то одинаковы их принципы наполнения. На таких сайтах, будь то http://www.vogue.ru/, http://www.vogue.co.uk, или же http://www.vogue.co.jp/, не запутаешься, даже не зная языка, а вот наполнение зачастую с местным колоритом.
Аналогично и с сайтами Недель моды. Принципы визуального оформления сайтов и разделов одинаковы, а вот наполнение различно.
Фэшн-блоги. Благодатная тема для анализа. Именно они как не какие другие ресурсы сочетают в себе глобальное и локальное. Фэнш-блоги можно разбить на две большие категории – фэшн-блоги модных критиков, разбирающихся в моде, знающих моду и фэшн-блоги девушек-блогеров, интересующихся модой. При этом если у первых можно встретить хорошие обзорные статьи и критику, то у вторых зачастую будут фотографии собственных образов. Иногда на страницах фэшн-блогов можно увидеть и фотографии уличной моды. И здесь также сочетание внешней глобальной конструкции с внутренним локальным наполнением. Мы в любых блогах найдем схожие разделы, но за внешней одинаковой формой будут скрыты местные особенности.
Таким образом, информация о моде в сети Интернет распространяется при помощи тематических сайтов, фэшн-блогов, сайтов журналов мод и сайтов Неделей моды. Данная информация носит как глобальный, так и локальный характер, при этом она также находится в рамках пяти циклов развития моды, которые по своей сути глобальны.


Уличная мода. Индия

Выводы

То есть те тенденции, которые появляются в моде, одинаковы для всех. Мода, проходя пять циклов, распространяется по всему земному шару, как и информация о ней. Информация распространяется самыми различными образами – через тексты и фотографии журналистов и фэшн-блогеров, через коллекции дизайнеров (дизайнеры с периферии зачастую перенимают тенденции основных мировых подиумов), через уличную моду (образ с улиц Лондона через некоторое время появляется в Минске). Но при этом в каждом регионе мода принимает локальный местный колорит – это прямой процесс. Есть и очень интересный обратный процесс – дизайнеры с мировых подиумов интересуются элементами национальных культур и заимствуют их. Таким образом, данные элементы через моду глобальную возвращаются вновь в контекст локального тех культур, откуда они и были заимствованы. Пример – 2014 год. На подиумах появляется мода на народные мотивы (Emilio Pucci - орнаменты с отголосками наследия инков, Valentino – коллекция в фольклорном стиле). И в рамках данной тенденции на подиумах Белорусской недели моды демонстрируются коллекции белорусских дизайнеров с элементами белорусского орнамента – бренд HONAR, как пример.


Emilio Pucci. Народные мотивы – наследие инков.


Valentino / 2014



Бренд Honar (Беларусь) – соединение белорусского национального орнамента с восточными мотивами (пучки) в прическах

Индустрия моды достаточно глобальна, как и люди из мира моды – дизайнеры, фотографы, модели. Особенно последние – путешествующие между Лондоном и Токио. Но, тем не менее, мода – это еще и та область, в которой очень хорошо получается преобразовывать локальное в глобальное и вновь возвращать его в контекст локального. Не именно ли этим интересна она (мода)? Ведь тогда получается, что именно мода, как ничто другое, способна объединить мир, сделать его понятным и общедоступным. Но при этом снова же мода, как ничто другое, способна рассказать всему миру о нашей уникальности.