Историческая
справка
И Ассирия, и Вавилон находились на территории
Северного Двуречья. Сегодня это территория государства Ирак.
Ассирия – это государство, которое существовало в
период с XXIV века до н. э. и до VII веке до н. э. (около 609 года до н. э.).
Именно в VII веке до н.э. Ассирия окончательно пала под натиском Вавилона и
Мидии. Период с 750 года до н.э. по 620 год до н. э. считается периодом
расцвета Ассирийской империи. К слову, как утверждают историки, Ассирия была
первой империй в истории человечества.
Питер Брейгель Старший. «Строительство Вавилонской башни», 1563
Вавилон во II-I тысячелетие до н. э. являлся
столицей Вавилонского царства. Сам же город известен еще со времен шумеров
(шумеры – первый и весьма загадочный народ, живший в долине рек Тигра и
Евфрата). В шумерские времена Вавилон, скорее всего, назывался Кадингирра. Но
больше всего Вавилон, этот первый город-мегаполис, известен благодаря
библейской истории о Вавилонской башне. Эту историю знают все – решили люди
построить башню, самую высокую в мире, с целью добраться до небес. И, таким
образом, разгневали они своей гордыней бога, и бог разделил людей, дав им
разные языки. К слову, башни в Вавилоне были на самом деле, и не одна, ведь самая
любимая форма архитектуры Междуречья – башня. И даже головные уборы вавилонян и
ассирийцев были по своей форме похожи на миниатюрные башенки.
Мардук — верховный бог Междуречья, бог-покровитель города Вавилон
Идеал
красоты
И Ассирия, и Вавилон были полностью военизированными
государствами, нацеленными на захват территорий. Поэтому главное представление
о мужской красоте заключалась в том, что мужчины должны быть в первую очередь
хорошими воинами – то есть обладать «накачанной» мускулатурой, один вид которой
должен был внушать мысль о неумолимой и всесокрушающей силе. Именно такими,
накаченными и воинственными, изображали своих богов и героев вавилоняне и
ассирийцы. К слову, самих изображений, в основном это рельефы, сохранилось
очень мало. Так что об одежде и прическах ассирийцев и вавилонян судить крайне
тяжело. При этом мужских изображений сохранилось гораздо больше, чем женских.
Мужчины на таких рельефах изображались в основном во время боя, охоты или же на
пирах.
Барельеф «Охота на львов». Ниневия, дворец Ашшурбанапала, VII в. до н. э.
Внешне ассирийцы и вавилоняне были смуглыми и
коренастыми людьми с волнистыми или же курчавыми чёрными волосами и с крупными
чертами лица.
Мужские
прически
Знать носила распущенные волосы длиной до плеч,
зачесанные назад. При этом уши оставались открытыми. Обязательным элементом
причесок, как мужских, так и женских, была завивка. Волосы у мужчин завивались
плоскими крупными волнами, которые располагались в несколько рядов. Волосы возле
висков могли завиваться кольцеобразными локонами.
Иногда вместо причесок с распущенными волосами,
мужчины носили прически, в которых волосы сзади собирались в хвост цветными
лентами или же скалывались заколками. Но по-прежнему непременным атрибутом прически
оставалась завивка.
Саргон II вместе с высокопоставленным лицом
Хорсабад,
дворец Саргона II (Лувр)
Неоассирийский
период, правление Саргона II (721-705 гг. до н.э.)
Царь и его приближенные отличались от простых
смертных своими бородами. Так, вавилонские цари носили большие бороды
прямоугольной формы, завитые в трубчатые локоны, которые в свою очередь, как и
в прическах, были уложены ровными рядами. Так как бороды были очень длинными, в
них помимо собственных волос использовались и искусственные локоны – шерсть
животных (буйволов, верблюдов, коз).
Царь принимает знаки почитания. Ассирийский рельеф из Нимруда, деталь. VII век
до н. э.
Жрецы (служители богов) бород не носили вовсе – они
ходили с чисто выбритыми лицами. Были выбриты наголо и головы жрецов. Кроме
жрецов сбривать все волосы могли и рабам, но только в случае их освобождения.
Таким образом, сбривание волос и у жрецов, и у рабов считалось знаком очищения.
Вавилонским цирюльникам под страхом смерти запрещалась сбривать волосы с голов
рабов, которых не освободил хозяин, ведь данная прическа говорила бы о том, что
раб теперь свободен.
Каменная статуэтка богомольца. Лагаш. III тыс. до н. э.
Воины носили небольшие остроконечные бородки, а
крестьяне – бороды и усы из собственных волос. При этом прически крестьян и
горожан были очень похожи на прически знати – такие же длинные завитые и
уложенные симметричными рядами волосы, однако все же без добавления
искусственных прядей, а значит и гораздо короче в отличие от знатных людей.
Носили вавилоняне и ассирийцы и различные головные
уборы, в основном похожие на колпаки. Воины носили шлемы, а цари головной убор,
который назывался тиара-кидарис. Тиара-кидарис – это конусообразный головной
убор с башенкой на макушке, сзади украшенный лентами с бахромой. Кидарис
делался из белого тонкого войлока.
Тукультиапал-Эшарра (Тиглатпаласар) III, царь Ассирии (Месопотамия), в
745-727гг. до н.э. Царь Вавилонии в 729-727 гг. до н.э.
Здесь
виден головной убор тиара-кидарис
Женские
прически
Женские прически жительниц Вавилона и Ассирии по
своей форме мало чем отличались от мужских причесок. Они также носили
распущенные волосы, разделенные прямым пробором и обязательно с прядями с
мелкой завивкой, уложенными ровными рядами.
Иногда женщины могли носить и парики, скорее всего
следуя египетской моде.
Простые женщины – крестьянки и горожанки – носили
распущенные волосы длиной до плеч или же волосы, собранные в пучки.
Статуя богини Иштар (Инанны). XVIII в. до н. э.
Прическа
вавилонянок
Жительницы Вавилона носили особую прическу.
Выглядела она следующим образом – волосы разделялись на прямой пробор, над
ушами находились объемные плотные валики из волос в виде полушарий, на макушке
– маленькая, украшенная бисером и драгоценностями шапочка, к которой сверху
крепились стебли растений, цветы или же перья птиц.
В качестве украшений для причесок женщины носили
ленты. Также носили вуали.
«Мона Лиза» из Нимруда. Слоновая кость. 720 г. до н. э.