В XIV-XVI
вв. искусство Возрождения расцвело в Италии – работы Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело. Однако, не только в Италии художники проявляли интерес к
искусству Античности и естественным наукам. Немного позже по времени и чуть
севернее Италии средневековое искусство также претерпевало изменения – в
Германии, Нидерландах. Данное искусство получило название искусства Северного
Возрождения. В отличие от итальянского Возрождения в странах Северного
Возрождения искусство в большей степени опиралось не на традиции Античности, а
на народные мотивы, плюс было сильно влияние искусства прошлых столетий –
готики.
Альбрехт Дюрер, «Автопортрет», Старая пинакотека, Мюнхен
Самые яркие страны Северного возрождения –
Нидерланды (к примеру, художник Иероним Босх), Германия (художник Альбрехт
Дюрер).
Так же, как и искусство, в странах Северного
Возрождения изменялись и костюм, и прически. Хотя, в отличие от Италии, они
многое заимствовали и из Средневековья.
Мужские
прически Германии периода Северного Возрождения (XV – XVII вв.)
Мужчины в основном носили длинные волосы – длиной до
плеч или лопаток. Спереди – ровная челка. Волосы могли как оставаться прямыми,
так и завиваться.
Во время охоты или же путешествий мужчины носили
прическу с зачесанными назад волосами и открытыми ушами.
Альбрехт Дюрер. «Автопортрет». 1498
Носили, но гораздо реже, и прическу «колб» -
прическу по итальянской моде, эллипсообразную, с волосами длиной чуть выше
линии плеч.
Крестьяне и военные носили «пейзанские» прически,
которые появились еще в период Средневековья.
С конца XVI века в северную Европу начинает
проникать и испанская мода. Появляются короткие стрижки по-испански, которые
носят с небольшими бородами остроконечной формы.
Бороды в Германии в то время носили, как и усы. Но
существовало одно правило – мужчины отращивали либо бороду, либо усы. Бороды
были самой различной формы – остроконечные (по-испански), круглые,
клинообразные, раздвоенные.
Мартин Лютер, портрет работы Лукаса Кранаха Старшего
Среди модников встречались и бороды с волосами
только на одной щеке, другая же щека выбривалась. Однако такие бороды очень
быстро стали предметом для шуток и вышли из моды.
Женские
прически Германии периода Северного Возрождения (XV – XVII вв.)
Самыми распространенными женскими немецкими
прическами стали различные виды плетеных кос. Могли носить и искусственные
косы. Но признанные красавицы обязаны были обладать собственными,
естественными, длинными и густыми косами.
Фламандская школа «Портрет Маргариты, графини Фламандской, супруги Филиппа
Смелого» (фрагмент). XVI век. Музей богадельни Контесс, Лилль
Женские
прически, как и головные уборы, Германии того периода имеют много общего с
прическами и головными уборами Голландии и Фландрии
Девушки заплетали височные косы. Замужние женщины
заплетали волосы в косы и укладывали их замысловатыми фигурами вокруг головы
или же над висками – типа «короны» (коса обвивалась вокруг головы), типа
«баранок», «улиток» (косы укладывались в виде спирали со стороны правого и
левого виска).
Мастер Кастелльского Рождества «Портрет дамы» (фрагмент). 1450-е. Музей
Метрополитен, Нью-Йорк. Коса вокруг головы
Интересно, что в суде девушки и женщины, давая
присягу говорить только правду, клялись собственными косами. Они наматывали косы
на левую руку, которая клалась на грудь. Правую же руку клали на жезл судьи,
который принимал присягу.
С конца XVI века в немецких княжествах в моду
постепенно начинают входить высокие прически по образцу испанских и французских
причесок того времени.
Лукас Кранах Старший«Юдифь с головой Олоферна». Государственная галерея
Штуттгарта
Головные
уборы
Мужчины в качестве головного убора в основном носили
барреты (четырехугольная шапочка родом из Средневековья). Причем носили данные
головные уборы представители всех сословий. В XV веке это были мягкие небольшие
по форме головные уборы с отгибающимися полями. В XVI веке их размеры стали
больше, а поля огибали всю окружность. Украшали барреты золотыми бляхами,
булавками, шнурами. А их форма со временем становилась все более плоской.
Круглая баретта.Пинтуриккьо «Портрет мальчика» (фрагмент). Ок. 1500. Галерея
старых мастеров, Дрезден
Высокая баретта.Ганс Мемлинг «Портрет мужчины в красной шляпе». 1470.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
К концу XVI века в мужскую моду войдут фетровые шляпы
с узкими полями в форме высокого конуса.
Альбрехт Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, Нюрнберг, Немецкий
национальный музей
Женщины в качестве головных уборов носили чепцы
самых разнообразных форм, платки, покрывала, свернутые в виде чалмы (мода,
пришедшая из Венеции), шляпы из фетра. Очень часто встречались и «старые»
средневековые головные уборы – эннен, горж.
Ян ван Эйк «Портрет жены донатора» (фрагмент) — «Гентский алтарь» (правая
нижняя панель полиптиха в закрытом виде). 1432. Собор Святого Бавона, Гент
Белое
покрывало
Ганс Мемлинг «Молящаяся донаторша Катерина Канальи с архангелом Михаилом»
(фрагмент) — «Страшный суд» (правая панель триптиха, обратная сторона). 1473.
Поморский музей, Гданьск
Ганс Мемлинг «Девушка с гвоздикой» (фрагмент) — «Диптих с аллегорией настоящей
любви и лошадьми» (левая панель). 1485—90. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Эннен
Пожилые женщины обязательно покрывали голову
светлыми тканями в качестве своеобразного покрывала.
Для: http://mylitta.ru/