Стиль готика в европейском искусстве и костюме
появляется в XIII-XV вв. Именно в этот период возникает и само понятие моды в
одежде.
Медея
вручает Ясону златую статую. Миниатюра XV в.
На
женщине платье-роб и головной убор эннен, одежда мужчины – жакет и штаны-шоссы
До XIII
века европейский костюм еще походил на одежды Древнего Рима и Древней Греции.
Это были платья-рубашки, достаточно однотипные, как в мужском гардеробе, так и
в женском. Однако, в период готики мода резко меняется. Во-первых, одежду
начинают кроить. Считается, что все виды кроя одежды появились именно в XIII-XV
вв. Во-вторых, появляются и определенные тенденции в моде, которым стремятся
следовать люди высших сословий по всей Европе.
Миниатюра
из немецкой хроники. 1383 год
Так, мода XIV-XV веков распространяется по всей
Европе из Бургундии. Именно Бургундский двор считается первым центром
формирования моды в одежде. Особенностями бургундской моды были:
·
облегающие и сковывающие движение
одежды,
·
очень длинные рукава,
·
длинные носки туфель,
·
причудливые по своей форме разнообразные
головные уборы.
Также именно в XIII-XV веках костюм начинает явно
разделяться на мужской и женский. При этом законодательно служителями церкви
запрещается мужчинам и женщинам под страхом смерти наряжаться в костюмы
противоположного пола. Когда Жанну д’Арк осудили быть сожженной на костре, одним из
пунктов обвинения также значилось то, что она носила мужской костюм.
Жанна
д’Арк в мужских доспехах.
Прическа
по моде Средних веков – волосы на лбу выбриты (высокий лоб)
Существовали и строгие правила, предписывающие, как
следует носить одежду. Церковь в Средние века в Европе была сильна и
влиятельна. За отсутствие головного убора у горожанки или же за выбившуюся из-под
головного убора прядь волос, ее могли обвинить в колдовстве и отправить на
костер. Все женщины Средневековья обязаны были прятать свои волосы.
Единственное, в XIII-XV веках уже можно было оставлять небольшую прядь волос,
которая в виде колечка была уложена надо лбом. Также в это время послабления
коснулись и аристократ, для них головной убор уже не всегда был обязательным.
Миниатюра
из «Хроник» Жана Фруассара. Не позднее 1483 года
Костер
инквизиции
Головные уборы были высокие, сложные и самой
разнообразной и странной формы. В основном это были чепцы. Женщины носили эннен
(эннин) – вытянутый длинный заостренный на конце головной убор. Эннен обычно
носили с платьем роб и покрывали сверху длинным прозрачным покрывалом кувр-шеф.
Еще один головной убор – двурогий чепец – головной убор с двумя рожками по
бокам, сверху на него также надевали покрывало. В Германии был популярен
головной убор крузелер – полотняный чепец с частыми рядами складок-рюшей,
обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок.
Колечко
волос, которое могло быть показано из-под головного убора
Помимо чепцов носили и платки. К примеру, барбетт –
платок из белого полотка, плотно окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь и
создающий большое белоснежное пространство вокруг лица.
Ян
ван Эйк. Портрет Маргареты Ван Эйк. 1439
Головной
убор – двурогий чепец
Мужчины носили такие головные уборы, как шляпы из
соломы и фетра с различной шириной полей и высотой тульи, береты, фески,
бургундскую новинку шляпу шаперон (головной убор из дорогой ткани сложной
драпировки в форме шляпы с длинными спускающимися концами), чалмы и тюрбаны,
позаимствованные из восточной моды.
Также на головы при выходе на улицу накидывали
капюшон плаща.
Кадр
из фильма «Проклятые короли», 1972 год
Головной
убор шаперон
В женской моде готического стиля идеальным считался
s-образный силуэт костюма. Верхняя часть платья зрительно укорачивалась за счет
завышенной линии талии и низкого декольте. При этом оставлять декольте открытым
было непозволительно. И, к примеру, в самом модном в XIV-XV вв. платье роб
декольте прикрывалось вставкой из дорогой ткани, очень часто прозрачной. Такую
вставку церковники называли «дьявольское окошко». Нижняя же часть платья
наоборот удлинялась за счет многометрового шлейфа – чем длиннее шлейф платья,
тем знатнее дама, надевшая его.
В период готики женщины носили киртл с длинной
шнуровкой лифа и пристегивающимися рукавами. И также платье роб – платье с
декольте, поясом сразу под грудью (завышенная линия талии) и широкой юбкой со
шлейфом. Рукава платьев могли быть как узкими, прикрывающими большой палец
руки, так и широкими, подшитыми парчой, украшенными ажурной вырезкой в виде
различных рисунков или мехом. Рукава не пришивались к платью на постоянной
основе. Сначала надевали платья, затем крепились рукава к нему. Таким образом,
рукава к платью и их цвет могли меняться в зависимости от настроения дамы.
Фреска
из церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, Италия. XV в.
К слову, вся одежда Средневековья шилась из ярких
тканей – красных, синих, зеленых, желтых цветов. Очень часто в одежде
сочетались противоположные цвета, к примеру, цвет плаща синий, а его подкладки
– красный.
Сверху на платье женщины надевали сюрко, пришедшее
еще из раннего средневековья, либо упелянд – новинку готики. Сюрко – это
верхняя одежда без рукавов с широкой проймой и расширенной за счет вставных
клиньев нижней частью. Упелянд – верхняя одежда для торжественных случаев,
обшитая мехом. С упеляндом носили пояса, подчеркивающие высокую линию талии.
Женский упелянд был двух вариантов – широким с длинными широкими рукавами либо
отрезным по талии с юбкой, состоящей из нескольких клиньев.
В период готики появляются и первые корсеты. Корсеты
были с металлическими конструкциями и их целью было придать женской фигуре
s-образный силуэт с животом, словно у беременной женщины. В те времена
существовала мода на беременность. Также, следуя данной моде, под платье на
живот женщины могли подкладывать и небольшие подушечки, чтобы придать животу
более округлую форму.
Гравюра.
Франция, XV в.
Существовало
поверье, что на шлейфах женских платьев черти катаются
Мужчины позднего средневековья носили штаны-шоссы –
узкие и плотно обтягивающие ноги. Шоссы – это своеобразные штаны-чулки,
состоящие из двух половинок, которые привязываются к поясу. Спереди к ним
крепили с помощью булавок или же тесемок кусок ткани, который назывался гульфик
или же браггет.
В качестве верхней одежды мужчины носили упелянд –
длиной до пола или же до колен. Упелянд надевался через голову, при этом на
спине, груди и рукавах образовывалось множество складок, которые затем
нашивались по фигуре и стягивались в поясе.
Помимо упелянда мужчины могли носить и пурпуэн
(пурпуан) – одежда, плотно обтягивающая тело с выпуклым изгибом на груди.
Зрительно пурпуэн делает плечи широкими, а талию тонкой. Рукава пурпуэна узкие.
До готики пурпуэн носили в качестве нижней одежды под доспехи, да и по своей
форме он напоминает именно доспехи рыцаря времен крестовых походов.
Дух
любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е гг.
В позднее средневековье появляется такой вид мужской
одежды, как жакет – короткая распашная одежда, полы которой расходятся пышной
юбкой от узкой талии, стянутой поясом. Также особенностями жакета являются
стоячий воротник и рукава жиго. Рукава жиго – это рукава в виде пышного буфа с
разрезом для рук и длинными свисающими концами.
Одежду в Средние века в основном шили из таких
тканей, как парча, бархат, шелк, шерсть, и только нижние рубахи были изо льна.