Стиль ампир в искусстве и костюме связан с именем
одного человека – Наполеон Бонапарт. Во времена правления Наполеона зарождается
данный стиль. И именно с поражением Наполеона связан закат стиля ампир в
европейском искусстве.
Жак
Луи Давид
Император
Наполеон в своем кабинете в Тюильри
Стиль ампир означает имперский. Наполеон считал, что
он в силах возродить Римскую Империю, завоевав и объединив всю Европу. И именно
стиль Римской Империи начинает проявляться в искусстве Франции начала XIX века.
Колонны коринфского ордера, симметрия, мраморные скульптуры, в том числе
античных богов, все это присуще стилю ампир. И даже триумфальная арка
появляется в Париже. Словно римские императоры, которые возводили триумфальные
арки в честь своих побед, Наполеон приказывает построить триумфальную арку в
честь побед своей «Великой армии».
Фирмин
Массо
Императрица
Жозефина
Стиль ампир в начале XIX века в основном был
распространен во Франции. Параллельно с ним развивается еще один стиль начала
XIX века - романтизм. И если во Франции
был имперский стиль, то романтизм был присущ искусству Англии и Германии.
Императрица
Жозефина – супруга Наполеона,
считалась
законодательницей мод в стиле ампир
Единственной страной, помимо Франции, в которой в
начале XIX века получил распространение стиль ампир, стала Российская Империя.
И в этом также нет ничего удивительного – Россия тоже претендовала на роль
наследницы Римской Империи. Есть такая фраза – «Москва третий Рим». Вторым
Римом традиционно считался город Константинополь – столица Византии. А именно
из Византии когда-то Киевская Русь принимала христианство.
В.Л.
Боровиковский
Портрет
Лопухиной
То же самое и в моде. Мода стиля ампир в начале XIX
века больше всего была распространена во Франции и в Российской Империи.
Костюм стиля ампир, как и искусство, опирался на
римские традиции. В отличие от костюма предыдущего стилю ампир стиля –
классицизма, костюм которого в большей мере подражал костюму Древней Греции.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Портрет
мадемуазель Каролин Ривьер, 1805 год
Особенно римское влияние на костюм в стиле ампир
было заметно в женском платье. Платье рубашечного покроя, словно римские
туники, собранное в складки, так популярные в древнегреческом и древнеримском
костюмах. И, конечно же, завышенная линия талии, как у римских стол, которые в
Риме носили лишь замужние женщины.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Портрет
г-жи Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар, 1806 год
Платье в стиле ампир – это длинное белое платье с
короткими шарообразными рукавами (рукава-фонарики), подчеркивающими плечи, и с
завышенной линией талии, очень часто выделенной поясом. До 1809 года с платьями
в стиле ампир женщины еще не носят корсеты. Корсет вышел из моды сразу же после
Великой французской революции конца XVIII века, как пережиток аристократической
моды. Однако уже в 1809 году корсеты вновь входят в моду.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Портрет
г-жи Леблан, 1823 год
Белое из легкой ткани, часто шелковой, платье в
стиле ампир по последней моде того времени зачастую надевалось влажным, чтобы
ткань обтягивала фигуру и, таким образом, женская фигура напоминала белые
мраморные колонны античных храмов. В холодном климате такая мода способствовала
появлению самых настоящих жертв моды. В зимнем Петербурге барышни подхватывали
воспаление легких, от которого в те времена можно было запросто умереть.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Портрет
г-жи Девосэ, 1807 год
Но уже в 1810-е годы платья в стиле ампир постепенно
адаптируются под европейский климат. Так, платья начинают шить из более плотных
и дорогих тканей, к примеру, парчи или бархата. Платья перестают быть
исключительно белого цвета, однако, по-прежнему чаще всего однотонные.
В.Л.
Боровиковский
Портрет
княгини Долгорукой, 1811 год
Также платья украшаются вышивками. Встречаются и
варианты платьев с длинными рукавами. В 1810-е годы платья в стиле ампир
лишаются шлейфов, а их юбка приобретает колоколообразную неширокую форму.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Портрет
г-жи Маркотт де Сан-Мари, 1826 год
Поверх платьев могли надевать короткий жакет –
спенсер или же кашмирские шали. Как во времена Античности, большое значение
придается драпировкам. Так, в те времена вместо фразы «хорошо одета» о женщине
могли сказать, что она «хорошо задрапирована». Также модными становятся и
русские шубки.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Портрет
г-жи Турнон, 1812 год
Очень часто с платьями в стиле ампир носят длинные
перчатки. На шее – нитку жемчуга или небольших бус.
Что касается мужского костюма, то его главным
качеством с начала XIX века становится удобство. Рюши, пышные, чем-то
напоминающие юбку, брюки, напудренные парики, все это уходит в прошлое. Моду в
XIX веке уже диктуют не аристократы, а представители буржуазии. То есть деловые
люди, люди, работающие и ведущие активный образ жизни.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Портрет
Филибера Ривьера, 1808 год
Так, в начале XIX века на смену чулкам и коротким кюлотам
приходят длинные брюки панталоны – длиной до щиколоток. Такие брюки чаще всего
носят с подтяжками.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Месье
де Норвен, 1811-1812 годы
Также мужчины начала XIX века носят белую рубашку с
накрахмаленным стоячим воротником, пестрый жилет и сюртук. Сюртук - двубортный, длиной до бедер, с высоким
воротником. Позже на смену сюртуку приходит фрак. Фрак в XIX веке был одеждой
повседневной. Он мог быть различных цветов. Фрак чаще всего носили со светлыми
панталонами и более светлым по цвету, чем фрак, жилетом. На шее мужчины начала
XIX века носили прообраз галстука – шейные платки, которые могли быть убранными
за жилет либо завязанными различными способами, к примеру, узлом или же бантом.
Жан
Огюст Доминик Энгр
Портрет
Эдме Боше, 1811 год
И, кончено же, многие мужчины в начале XIX века
носили военную форму. Ведь, не стоит забывать о том, что начало XIX века -
это время Наполеона и его войн в Европе. Сам Наполеон также предпочитал носить
военную форму, в которой его и изображали на парадных портретах.
Поль
Деларош
Портрет
Наполеона Бонапарта
Мода стиля ампир оказала большое влияние и на
современный костюм. Так, фактически в начале XIX века складывается прообраз
современного мужского костюма – пиджак, белая рубашка, брюки, галстук. Что
касается женского платья стиля ампир, то и сегодня платья ампир – легкие платья
рубашечного покроя с завышенной линий талии также актуальны. Очень популярны
платья в стиле ампир в свадебной моде.
Кадры
из фильма «Война и мир» 1967 года
И это не удивительно. Такие платья подходят многим.
Ведь платья в стиле ампир способны скрыть многие недостатки фигуры – к примеру,
зрительно сделать вас более высокими или же скрыть лишние килограммы.