Одним из самых пышных и ярких в истории моды,
несомненно, являлся стиль рококо XVIII века. Последний стиль французских
аристократов, предшествующий Великой французской революции, которая изменила до
неузнаваемости не только политическое устройство Франции, но и моду всей
Европы.
Франц
Ксавер Винтерхальтер
Императрица
Евгения
Однако уже к середине XIX века во Франции вновь
монархия, а в моде вновь стиль рококо – второе рококо или, как еще называли
моду 1840-х – 1860-х, выставочный стиль.
Во многом стиль второе рококо в костюме XIX века
появляется благодаря французской императрице Евгении. Императрица Евгения
восхищалась французской королевой Марией-Антуанеттой, ее эпохой и ее нарядами. Но
не только о Марии-Антуанетте вспомнили француженки в середине XIX века. На моду
в стиле второе рококо также повлияли и наряды маркизы де Помпадур, пожалуй,
одной из самых известных женщин в истории XVIII века.
Франц
Ксавер Винтерхальтер
Императрица
Евгения в окружении фрейлин, 1855 год
В стиле второе рококо шил свои платья и первый
кутюрье Чарльз Ворт. Именно Чарльз Ворт считается основателем первого в истории
Дома моды. Также ему принадлежит и идея демонстрации своих нарядов не на
манекенах, а на девушках-моделях, которые не только представляли тот или иной
модный образ клиенткам Ворта, но также общались с клиентками, рассказывая им о
костюме.
Чарльз
Ворт
Женский
костюм в стиле второе рококо
Для выхода в свет женщинам середины XIX века нужно
было надеть нижнее белье – длинная белая рубаха и панталоны, а также чулки.
Затем затягивался корсет. Как и в период стиля рококо XVIII века, в моде тонкая
талия. Материалом для корсета по-прежнему служил китовый ус. Далее надевался
каркас.
Л.-Э.
Дюбюф
Портрет
императрицы Евгении, 1854 год
В середине XIX века каркас усовершенствовали. Теперь
он состоял из эластичных стальных обручей. Такой каркас вошел в обиход с 1859
года. До этого же женщины просто носили несколько нижних юбок, в среднем до
шести. При этом самая первая юбка была длиной до колен. При ее пошиве
использовался конский волос. Отсюда и произошло название каркаса для юбок –
кринолин.
Франц
Ксавер Винтерхальтер
Елизавета
Австрийская (Сисси),1865 год
Любимая
императрица Австрии, икона стиля своего времени, как императрица Евгения была
законодательницей моды для Франции, так Сисси для Австрии
И в завершении столь сложного процесса одевания
женщина могла облачиться в платье. В XIX веке уже присутствует разделение
платьев на утренние, повседневные и платья для похода на бал.
Франц
Ксавер Винтерхальтер
Российская
Императрица Мария Александровна, 1857 год
Так, утренние и повседневные платья никогда не имели
декольте, а вот в платьях для бала оно было обязательно. Также в бальных
платьях могли отсутствовать рукава или рукава таких платьев были короткие. В то
время как повседневные платья чаще всего были с длинными рукавами.
Франц
Ксавер Винтерхальтер
Портрет
графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной
Утренние платья были светлых оттенков с украшениями
в виде кружевных оборок и лент. Тканью чаще всего для таких платьев служил
шелк. Повседневные и вечерние платья шили из таких тканей, как парча, бархат,
атлас, шерсть. В 1850-е годы в моду входят новые ткани – «газ кристалл».
Особенность таких тканей заключалась в том, что они были изготовлены из
сотканных одновременно нитей двух различных цветов.
Франц
Ксавер Винтерхальтер
Портрет
княгини Л. И. Витгенштейн, 1843 год
Что касается расцветок платьев в стиле второе
рококо, то в середине XIX века в моде были яркие и насыщенные цвета –
анилиново-розовый, красный, лиловый.
Фотография
императрицы Евгении с сыном Лулу
Еще одна модная новинка в женском гардеробе середины
XIX века – казакин. Казакин – это приталенный жилет, который женщины могли
надевать для похода в гости или же выходя на прогулку.
Мужской
костюм середины XIX века
Стиль второе рококо в костюме распространился не
только по всей Европе, но также проник и в Америку. Костюмы героини романа
«Унесенные ветром» Скарлетт О'Хара являются как раз весьма ярким примером
женской моды стиля второе рококо. Однако в мужском костюме данного периода
никаких отсылок к стилю рококо XVIII века не существовало.
Портрет
Наполеона III с сыном
император
Франции, супруг императрицы Евгении
Мужчины в середине XIX века не стали вновь носить
чулки и пышные брюки-кюлоты, а также украшать свою одежду бантами. Не вернулись
в моду и парики. Одежда мужчин XIX
века продолжала развиваться, следуя тенденциям, появившимся после французской
революции – удобство и простота.
Франц
Ксавер Винтерхальтер
Портрет
Наполеона III, 1857 год
В данном случае костюм полностью отражал образ жизни
мужчин XIX века. В это время большую роль в обществе играют уже не аристократы,
могущие позволить себе праздный образ жизни, а представители буржуазии –
торговцы и владельцы фабрик. Таким людям нужна свобода движений, так как их
жизнь была насыщена различными деловыми встречами и поездками.
Кадр
из фильма «Унесенные ветром»
Мужской костюм середины XIX века - это брюки, рубашка, жилет и сюртук. Белые
рубашки с отложным или стоячим воротничком чаще всего носили более обеспеченные
люди, среди простого рабочего народа
была мода на цветные рубашки. С 1860-х мужчины также начинают носить манишки - часть
одежды, которая может пришиваться или пристёгиваться на грудь как мужской
сорочки, так и женского платья.
Мужские брюки 1850-х были на штрипках. Штрипки – это
тесьма, пришитая внизу к штанинам брюк и продеваемая под ступню. Таким образом,
данная тесьма обеспечивала натяжение брючины и исключала возможность любых
складок по ширине, что было очень модно в XIX веке. В 1860-е уже носят брюки
без штрипок. Такие брюки более длинные и их опускали низко на обувь.
Кадр
из фильма «Унесенные ветром»
Что касается сюртука (длинный двубортный пиджак,
обычно приталенный), то уже в 1860-е годы вместо него мужчины все чаще начинают
носить привычные нам и сегодня пиджаки.
И брюки, и жилеты, и сюртуки, а позже и пиджаки
шились из шерстяных тканей темных цветов.
Еще одно новшество в мужской моде XIX века –
костюм-визитка. Согласно названию, данный костюм был предназначен для визитов –
походов в гости и на небольшие праздники. Особенности визитки, в отличие от
сюртука, прямой силуэт, закругленные полы, отрезная талия и однобортная
застежка (изделие застёгивается одним вертикальным рядом пуговиц, в то время
как двубортная застежка - два ряда пуговиц параллельно).
Кадр
из фильма «Унесенные ветром»
Таким образом, стиль второе рококо середины XIX века
наиболее ярко проявился в женском костюме, в то время как мужской костюм можно
отнести к классическому стилю в одежде.
Для mylitta.ru