Наиболее интересный и необычный период в моде XIX
века приходился на время господства стиля бидермейер в Европе. Данный стиль в
европейском костюме существовал практически параллельно со стилем романтизм в
1820-1840-е годы.
Ф.
Г. Вальдмюллер
«Семья
в парке»
Родиной стиля бидермейер считается Австрия. Само
название стиля произошло от коллективного псевдонима нескольких поэтов XIX века
– господин Бидермайер. Под данным псевдонимом поэтами фон Шеффелем, Людвигом
Эйхордом и Адольфом Касмаулем в немецкоязычных журналах печатались пародийные
стихи. Целью таких пародий было подшутить над стихами обывателей-графоманов
(мелких торговцев, провинциальных учителей), письмами с которыми были буквально
завалены все редакции журналов первой половины XIX века.
Карл
Шпицвег
«Друг
кактуса» (1856)
Одинокий
чиновник вернулся домой, дома его ждет лишь кактус…
Стиль бидермейер – это городской стиль. Стиль
бюргеров XIX века. Так, на картинах данного периода появляются жители городов
за работой, на прогулке, на отдыхе. К примеру, картины немецкого художника
Карла Шпицвега. Или же Галерея красавиц художника Йозефа Штилера – портреты как
принцесс, так и обычных горожанок. Создана данная серия картин была по заказу
Людвига I – короля Баварии. В русском искусстве к стилю бидермейр можно отнести
картины Василия Тропинина - к примеру,
«Золотошвейка» или же «Кружевница».
Карл
Шпицвег
«Охотник
на бабочек» (1840)
Стиль бидермейер – это уютный стиль ценящих труд, но
уже могущих позволить себе и роскошь горожан. Интерьеры в силе бидермейер
отдают домашним уютом – это светлые обои
с рисунком в цветочек, мягкая мебель, обтянутая ситцевыми тканями и набитая
конским волосом, простые кровати, лишившиеся балдахинов, множество горшков с
комнатными растениями.
Карл
Шпицвег
«Бедный
поэт» (1839)
Наибольшее распространение стиль бидермейер получил
в немецкоязычных странах.
Карл
Шпицвег
«Пикник»
Что касается костюма в стиле бидермейер, то наиболее
ярко особенности костюма в данном стиле можно рассматривать на примере женских
платьев первой половины XIX века. В то время как в мужском костюме стиль
бидермейер весьма перекликается со стилем романтизм.
Платья
в стиле бидермейер
Платье в стиле бидермейер чем-то напоминало
воздушный шар – такое же круглое и объемное. И это вряд ли случайно – первые
воздушные шары взлетели в небо как раз таки в XIX веке. И их пассажирами были
не только мужчины, но и отважные дамы в своих неудобных нарядах.
Ф.
Г. Вальдмюллер
Женский
портрет
У платьев в стиле бидермейер всегда была широкая
пышная юбка. В нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы.
При этом каркасов под юбку не было. Также не было и множества нижних юбок. Во
времена стиля бидермейер женщины вполне обходились одной нижней юбкой и вшитыми
валиками. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не
прикрывает щиколотки ног. Непозволительная вольность по тем временам.
Й.
К. Штилер
«София
Баварская» (1832)
Бальные платья стиля бидермейер обязательно были с
декольте и открытыми плечами. С такими платьями носили дорогие, из кашмирской
шерсти, шали, которые привозились в Европу из Индии. Классическое сочетание - белое
платья и красная шаль. Кстати, что касается цветов платьев стиля бидермейер, то
девушки чаще всего носили платья более светлых расцветок, а женщины – платья
темных тонов.
Й.
К. Штилер
«Мария
Фридерика Прусская» (1843)
Рукава бальных платьев были короткими и с ними
носили длинные перчатки. На талии обязательно пояс – с бантом или же пряжкой.
Цель пояса – сделать зрительный акцент на тонкой талии.
Й.
К. Штилер
«Анна
Хиллмаэр» - дочь торговца мясом (1829)
У повседневных платьев декольте отсутствовало.
Рукава таких платьев были длинными. С повседневными платьями носили короткие
перчатки, а также зонтики от солнца – в моде аристократическая бледность. На
плечи могли набрасывать кружевные косынки. Так называемые косынки-фишю. На
голове – шляпа капор.
Й.
К. Штилер
«Лола
Монтес» - танцовщица, а также возлюбленная короля Баварии Людвига I (1847)
Запоминающимися были и прически стиля бидермейер.
Чаще всего ассиметричные, с петлями и бантами из волос. А также со взбитыми и
завитыми локонами.
О
рукавах
Отдельное внимание стоит уделить рукавам платьев
стиля бидермейер. Рукава таких платьев всегда были широкими и объемными.
Карл
Шпицввег
«Любовное
письмо» (1845-46)
Очень часто рукав платья состоял из двух частей. У
бальных платьев был внутренний рукав – короткий, плотный и подбитый пухом или
ватой. Верхний рукав бальных платьев мог быть длинным и шился из полупрозрачных
тканей или кружева.
Но чаще всего бальные платья были с короткими
рукавами-буфами – объемный рукав-фонарик, заканчивающийся манжетой.
Карл
Шпицвег
«Воскресная
прогулка» (1841)
Носили и платья с рукавом-жиго – очень широкий у
плеча и постепенно сужающийся к манжете у локтя или запястья рукав. В России
такой рукав в шутку называли «бараньей ногой».
У повседневных платьев чаще всего был простой
односоставной рукав, в верхнюю часть которого для придания объема вшивался
китовый ус.
Мужской
костюм в стиле бидермейер
Отличительной особенностью мужского костюма стиля
бидермейер стал его силуэт, отчасти повторяющий силуэт женского костюма данного
периода. А именно широкие плечи и узкая талия. В остальном же мужской костюм во
многом был схож с мужским костюмом стиля романтизм.
Карл
Шпицвег
«Автопортрет»
Фраки в стиле бидермейер шили строго в талию. При
этом к фраку прилагались вшитые подплечники и широкий в верхней части рукав.
Очень часто за счет ватной подкладки фраков увеличивали их на груди.
Карл
Шпицвег
«Запах
роз»
С фраком носили более светлые брюки и жилеты. Если
фрак был темного цвета, то жилет мог быть ярким. Очень часто носили красные
жилеты или же жилеты в полоску и клеточку. Ткань в полоску или же клеточку
использовалась не только для пошива мужских жилетов, но и для пошива
повседневных женских платьев.
Карл
Шпицвег
«Воскресный
охотник» (1845)
Сюртук в данный период чаще всего носят как верхнюю
одежду. В моде шляпы-цилиндры, трости, перчатки, шейные платки, кудри и
бакенбарды, что соответствует моде денди.
Карл
Шпицвег
«Вдовец»
Одной из модных новинок того времени стал и
английский плащ гавелок. Плащ – пошитый из сукна и с яркой контрастной
подкладкой. У данного плаща не было рукавов, но присутствовала пелерина и
прорези для рук. Плащ был объемным и его часто надевали для походов на бал, так
как под ним не мялся фрак.