В 1870-1880-е годы в моде был стиль позитивизм. Стиль
позитивизм в европейском искусстве второй половины XIX века распространялся
лишь на декоративно-прикладное искусство.
Пьер-Огюст
Ренуар
«Прогулка»
1870 год
Позитивизм, в отличие от, к примеру, классицизма или
же барокко, не являлся «великим» или же «большим стилем». То есть в отличие от
«великих стилей», того же классицизма, он не распространялся на все виды
искусства в целом, а был применим лишь к определенным видам искусства. Так,
стиль позитивизм в 1870-1880-е годы был присущ европейскому костюму, в то время
как в живописи господствовал реализм и зарождался импрессионизм.
Пьер-Огюст
Ренуар
«В
саду» 1888 год
Как и все стили XIX века, позитивизм наиболее
проявился в женской одежде. В то время как мужской костюм практически оставался
неизменным.
В мужской моде второй половины XIX века окончательно
утвердился костюм-тройка: брюки, жилет и пиджак. После 1875 года сюртуки и
фраки в качестве повседневной одежды практически не носят. Больше не
встречаются и разноцветные фраки. Теперь фрак вечерняя одежда черного цвета.
Иван
Крамской
«Портрет
художника Ф.А.Васильева» 1871 год
При этом, что касается самого костюма-тройки, жилет,
брюки и пиджак отныне шьются из материалов одного типа и чаще всего однотонные.
Илья
Репин
«Портрет
художника Г.Г.Мясоедова» 1884 год
Уходят в прошлое и шляпы-цилиндры. Теперь их носят
только в оперу. В повседневной одежде в моду входит более скромный головной
убор – котелок.
Илья
Репин
«Портрет
Третьякова» 1883 год
Портрет
того самого Третьякова – промышленника и мецената,
основателя
Третьяковской галереи
А вот в женском костюме стиль позитивизм вступил в
свои полные права с 1870-ых годов XIX века. И, таким образом, пришел на смену
стиля второе рококо.
Пьер-Огюст
Ренуар
«Танец
в городе» 1883 год
Все началось с кринолинов – каркасов для юбок
платьев стиля второе рококо. Каркасы были настолько широкими, что женщины не
могли нормально ходить. Так как просто не видели, куда ступают, из-за пышности
юбок. И юбки начали постепенно сужаться спереди, при этом вся конструкция
каркаса смещалась назад.
Пьер-Огюст
Ренуар
«Танец
в Буживале» 1883 год
В итоге к 1870-ым годам юбки женских платьев
приобрели весьма странный вид – прямые спереди и выпуклые сзади. Силуэт
женского платья стал похож на латинскую букву S. Платья s-образного вида в итоге
станут главной особенностью стиля позитивизм в женском костюме.
Пьер-Огюст
Ренуар
«Танец
в деревне» 1883 год
Существует версия и о том, что руку к появлению
платьев с турнюрами (именно так назывался каркас под юбку платьев в стиле
позитивизм) приложил и известный модельер второй половины XIX века Чарльз Ворт.
По легенде он увидел служанку, которая, переступая лужу, приподняла юбку своего
платья по бокам, что и легло в основу платьев с турнюрами.
Пьер-Огюст
Ренуар
«Женщина
с попугаем» 1871 год
Такие платья назывались платья «тюник» с турнюром.
Турнюр – это каркас из проволоки, либо плетеный каркас на подобии корзины, либо
подушечка, которая крепилась под платье ниже талии для придания пышности фигуре.
Комплект
нижнего белья 1880 год
Музей
Виктории и Альберта в Лондоне
Лиф платья «тюник» был гладкими и облегающим. С
прямыми рукавами. В повседневном варианте у платья был воротник-стойка. У
бальных платьев в стиле позитивизм могло быть горизонтальное декольте и
небольшой шлейф. Юбка платья прямая и с треном. Трен чаще всего драпировался на
турнюре и выглядел в виде драпированных или же заложенных бантовыми складками
полотнищ на спинке платья. Ниже трена ткань юбки платья закладывалась складками
и могла скрепляться тесьмой с изнанки.
Иллюстрация
из журнала мод второй половины XIX века
Помимо платья «тюник» женщины также могли носить
костюм-тальер, пришедший в европейскую моду из Англии. Такой костюм носили
наездницы, а также женщины, боровшиеся за равноправие. Именно в конце XIX века
появляются первые эмансипированные женщины, да и само понятие феминизм.
Примером для многих женщин XIX века, боровшихся за равноправие с мужчинами, в
том числе и в одежде, служила французская писательница Жорж Санд.
Мимо
моды на «странные» платья «тюник» не смогли пройти
художники-карикатуристы
XIX века
Одна
из карикатур на моду стиля позитивизм
Журнал
«Ульк» Берлин 1883 год
Костюм-тальер чем-то напоминал мужской
костюм-тройку. Он состоял из юбки, блузки и жакета. Также с таким костюмом
женщины могли носить накрахмаленные воротнички и манжеты, заимствованные из
мужской моды. Особенно смелые дамы в качестве аксессуара использовали мужские
галстуки.
Фотография
Жорж Санд
Настоящее
имя одной из самых известных писательниц XIX века Амандина Аврора Люсиль Дюпен
Мужской
псевдоним она взяла из-за того, что под женским именем ее книги не хотел
печатать ни один издатель, считая заведомо легкомысленными
Еще одним интересным платьем стиля позитивизм
являлось платье из тафты, рукава и декольте которого были украшены оборками. А
низ юбки отделан бахромой. Оборки такого платья при ходьбе производили шелест,
который в то время считался весьма модным и назывался такой шелест «фру-фру».
Само платье иногда именовали «вокализ», то есть звучное.
Ганс
Макарт – австрийский художник и законодатель моды
В
1870-е годы его мастерская был центром модной жизни Австрии
«Женский
портрет»
Были распространены и различные виды домашней одежды
– халаты с рукавами кимоно, пеньюары, капоты – верхняя одежда широкого покроя.
Ганс
Макарт
«Портрет
дамы в красной шляпе с перьями»
С платьями в стиле позитивизм носили различные
шляпы. Чаще всего небольшие по размеру. Так как прически того времени
постепенно становились достаточно высокими, к ХХ веку женские шляпы начинают
приобретать вид наколок, которые были украшены цветами, перьями и даже совсем
маленькими по размеру чучелами птиц.
В качестве украшений женщины из высших слоев
общества носили кружевные зонтики от солнца, перчатки из тонкой ткани,
небольшие сумочки на длинном шнурке и длинные нити бус.
Иван
Крамской
«Портрет
Софьи Крамской» 1882 год
Платья стиля позитивизм в основном шились из таких
тканей, как бархат и шерсть. Первоначально цвета платьев были темными, однако
затем в моду входят платья светлых тонов.