Красивая женщина
нравится глазам,
а добрая сердцу;
одна бывает прекрасною вещью,
а другая сокровищем.
Наполеон
Бонапарт
Стиль ампир – это стиль первой половины XIX века.
Ампир или же имперский стиль зарождается во Франции совместно со становлением
французской Империи времен Наполеона Бонапарта. И совместно с гибелью Империи и
поражением Наполеона стиль ампир исчезает.
Имперский стиль – так он был назван неслучайно.
Стиль ампир – это подражание, опора на искусство Древнего Рима периода Империи.
Именно во времена Наполеона во Франции, в Париже, была сооружена Триумфальная
арка – в честь побед его армии. Такие же арки сооружались в Древнем Риме - в
честь побед императоров. Но не только в архитектуре и живописи, но и в костюме,
и в прическах период правления Наполеона был временем господства стиля ампир.
Жак Луи Давид. Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри. (1812)
До ампира был классицизм. Классицизм в большей
степени подражал и опирался на искусство Древней Греции. Классицизм был весьма
простым, по сравнению с рококо, стилем. Стилем спокойным, строгим, без излишних
украшательств. Классицизм во Франции приходит на смену рококо после Великой
французской революции. Революции, которая похоронила не только королевскую власть,
но и саму роскошь французского двора. В прошлое канули пышные юбки и кринолины,
высокие прически и дорогие парики. К слову, само слово «парик» после
французской революции стало нарицательным – так называли консерваторов. После
революции изменилась и сама мода – впервые мода начала идти снизу, из масс.
Так, в послереволюционные годы в моде была прическа «дикарка» - растрепанные
волосы, без всяких украшений.
Но когда к власти приходит Наполеон Бонапарт и
провозглашает себя императором, мода Империи уже не может быть простой, она
усложняется и в моде начинает задавать тон стиль ампир – имперский.
Доминик Энгр. Бонапарт — первый консул.
Мужская
прическа – короткая стрижка.
Мужские прически того периода, первая четверть XIX
века, были достаточно просты. Это были короткие стрижки с завитыми волосами.
Мода на такие стрижки приходит еще в период классицизма. Мужские прически
подобны прическам Античности (Древняя Греции, Древний Рим), а соответственно
носят и названия в честь римских императоров – прически «а-ля Каракалла», «а-ля
Титус». В прическах делаются различные проборы – прямой, боковой, сквозной.
Мужчины носят усы и бакенбарды. Бороды носят редко,
а если и носят, то небольшие бороды-«эспаньолки».
Жак Луи Давид. Автопортрет (1794)
Мужская
прическа
Женские прически более сложные и имеют ряд
вариантов. Так, женщины также носят прически на подобии античных – прически с
легкой завивкой. А еще в моду входят и египетские прически (после египетского
похода Наполеона), к примеру, прическа «а-ля Клеопатра».
Фирмин Массо. Императрица Жозефина. (ок. 1812)
Женская
прическа стиля ампир
Моду на прически, и не только, среди дам задают
светские львицы. Мадам Тереза Тальен, одним из многочисленных мужей которой был
Жан-Ламбер Тальен, участник переворота против Робеспьера (деятеля французской
революции). На участие в перевороте Тальена побудило знаменитое письмо Терезы,
которое она ему написала из заключения - «Я умираю оттого, что принадлежу
трусу».
Тереза Тальен одевалась по античному образцу – она
носила платье, собранное складками и застегнутое на плече камеей. Тканью для ее
платьев был индийский муслин. В прическах Тереза также подражала Античности –
свои черные бархатные волосы она коротко стригла и завивала на концах.
Давид. Портрет Терезы Тальен.
Мадам Рекамье (Жюли Рекамье) как и Тереза Тальен
была хозяйкой литературно-политического салона. В таких салонах собиралась
французская интеллигенция того времени. Салоны служили местом для разговоров о
высоком и в то же время для приятного времяпрепровождения. В отличие от мадам
Тальен, подруги Жозефины Богарне, жены Наполеона, мадам Рекамье была
противницей политики Наполеона Бонапарта, из-за чего и была выслана из Парижа и
много путешествовала по Италии.
Давид. Портрет мадам Рекамье (1800)
Мадемуазель Ланж – актриса, работающая моделью для
многих художников. И, конечно же, Жозефина Богарне – первая жена Наполеона. К
слову, Наполеон был моложе своей супруги на шесть лет. У Жозефины он был вторым
мужем. Познакомила Жозефину тогда еще не с императором, а с молодым генералом
ее подруга – мадам Тальен.
Франсуа Жерар. Портрет мадам Рекамье. (1802)
Если изначально женские прически начала XIX века
были короткими, то со временем они начинают делаться на более длинных волосах.
Так, к примеру, появляется прическа «а-ля Нинон». Прическа была скопирована с
портрета куртизанки XVIII века Нинон де Ланкло. Прическа состояла из волос на
лбу, завитых в легкую челку, надо лбом горизонтальный пробор, на висках крупные
локоны до плеч, на затылке тугой и плоский шиньон, украшенный страусиным пером.
В 1810-е году в моду входят прически пирамидальной
формы. Обязательными элементами причесок становятся пучки или же искусственные
шиньоны.
Пьер-Поль Прюдон. Жозефина.
В 1820-е годы модной становится прическа без челки,
с высоким пучком из кос на макушке, с пучками из локонов над ушами и с прямым
или же зигзагообразным пробором. Таким образом, мода на прически в духе
Античности сходит на нет, как и сам стиль ампир.