Яркий
и пестрый мексиканский костюм знают многие. Все, так или иначе, представляют,
как выглядят огромные шляпы сомбреро и цветастые мексиканские пончо.
Хесус
Хэлгуэра (1910-1971)
Не
забывают о мексиканском стиле и дизайнеры одежды. Из года в год на подиумах
Недель моды в Милане, Лондоне, Нью-Йорке и Париже появляются коллекции с
элементами мексиканского традиционного костюма. Иногда вспоминают о
мексиканском стиле и молодожены.
Хесус
Хэлгуэра (1910-1971)
Мода
на «мексиканские» свадьбы до сих пор актуальна. Такие свадьбы необычны и
колоритны. Жених в сомбреро, невеста в ярком мексиканском платье, и, конечно
же, мариачи – так в Мексике называют музыкантов. Само слово «мариачи»
французского происхождения – от «mariage», что означает «брак», «свадьба». И это также не случайно, традиционно
музыканты-мариачи играют на свадьбах.
Диего
Ривера (1886-1957)
Сон
о воскресном дне в парке Аламеда. Центральный йрагмент
Истоки
традиционного мексиканского костюма стоит искать в переплетении традиций
множества культур. Во-первых, это индейцы. На территории Мексики когда-то проживали племена майя и
ацтеков.
Хесус
Хэлгуэра (1910-1971)
Мужчины
племени майя носили набедренную повязку, которая называлась эш и украшалась
перьями и вышивкой. И по сей день вышивка является обязательным элементом
мексиканского костюма, при этом ее узоры заимствованы у различных племен
индейцев, которые когда-то проживали на территории Мексики. В том числе и у
племени майя.
Лента
(часть женского костюма майя)
На
одежде сегодня мексиканцы могут вышивать квадраты, линии, ромбы, пирамиды. В
древние времена индейцы считали, что данные узоры могут защищать и оберегать от
злых духов. Помимо геометрических фигур сегодня на одежде мексиканцев также
можно увидеть изображения кактусов, а уж кактусы растут по всей Мексике,
хризантем и черепов. Изображения черепов также связаны с еще дохристианской
культурой коренного населения Мексики. А вот благодаря христианству на одежде
мексиканцев можно увидеть изображения Девы Марии.
Настенные
фрески в Бонампаке
В
данной местности были найдены руины города майя
Помимо
набедренной повязки мужчины племени майя также носили накидку пати, сделанную
из прямоугольного куска ткани. Майя знатного происхождения могли носить длинную
рубаху и еще одну набедренную повязку, чем-то напоминающую юбку.
Женщины
племени майя носили куб – это длинное платье. Иногда с платьем могли носить и
нижнюю юбку. Впрочем, юбку могли носить и отдельно. В таком случае грудь
оставалась открытой. У племени майя, как и у многих древних племен, считалось,
что женщины и мужчины должны закрывать лишь нижнюю половину туловища, в то время
как верхняя часть тела могла быть обнажена.
Хесус
Хэлгуэра (1910-1971)
Так
же женщины майя, как и мужчины, могли носить накидку. Именно накидки индейских
племен стали прообразом современного мексиканского пончо. Однако, считается,
что прообразом пончо стала одежда племени мапуче, которое когда-то проживало на
территории Чили. Данная одежда была позаимствована испанцами. И затем
распространилась на все американские территории, которые когда-то являлись
мексиканскими колониями. В том числе пончо стали носить и в Мексике.
Пончо
– это одежда в форме большого прямоугольного куска ткани с отверстием для
головы посередине.
Еще
одно племя индейцев, оказавшее влияние на традиционный костюм Мексики, - это
ацтеки.
Цивилизация
ацтеков, оставившая после себя большое культурное наследие, существовала в XIV—XVI
веках. Столицей ацтеков являлся город Теночтитлан. Сегодня на его месте
находится Мехико – столица Мексики.
Костюм
знатного ацтека
Рисунок
XVII
в.
Одежда
ацтеков, как и одежда майя, так же богато украшалась орнаментами. Именно на
одежде ацтеков можно было увидеть изображения кактусов, которые и по сей день
популярны в Мексике, геометрические узоры, рисунки животных – змей, бабочек,
кроликов.
Мужчины
племени ацтеков носили набедренную повязку – маштлатль и плащ в виде
прямоугольного куска ткани – тильматли. Также мужчины могли носить облегающую
стеганую рубаху, которая заменяла броню – ицкаупилли. Такую рубаху носили
воины. И тунику с короткими рукавами шиколли.
Диего
Ривера (1886-1957)
Женщины
Тихуаны
Одежда
представителей различных сословий различалась по своему цвету и узорам. Так,
плащ (тильматли) жрецов был украшен изображениями черепов и окрашен в черный
или же темно-зеленый цвета. Воины носили плащи красного цвета, а плащ
императора был зелено-голубым.
Женщины
племени ацтеков носили длинные юбки. Представительницы более знатных сословий
также надевали длинные блузки с вышивкой около горловины – уипиль.
И
по сей день, традиционный вариант женского костюма Мексики – это блузка и
широкая длинная юбка.
Также
женщины племени ацтеков могли носить пелерину кечкемитль. Вся одежда была яркой
и украшенной вышивкой.
В
XVI
веке
на берега современной Мексики высадились испанцы. В те времена Испания
считалась оплотом католической церкви в Европе. И влияние христианства на
культуру Мексики также было велико.
Диего
Ривера (1886-1957)
Сыновья
моего крестного
Однако,
в традиционном костюме Мексики влияние Испании проявилось в головных уборах.
Национальный мексиканский головной убор – шляпа сомбреро.
Сомбреро
(от испанского «sombrero» — «шляпа») – это головной убор с высокой
конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями широких полей.
Более
дешевый вариант шляпы сомбреро – это шляпа, изготовленная из соломы. Более
дорогой – шляпа из фетра.
В
Испании сомбреро называли любой головной убор с широкими полями. Само название,
скорее всего, произошло от испанского слова «sombra», что в переводе означает
«тень».
Хесус
Хэлгуэра (1910-1971)
Помимо
сомбреро, пончо, пышных юбок и цветастых платьев к традиционному костюму
Мексики еще можно отнести костюм чарро – костюм мексиканских музыкантов мариачи.
Хесус
Хэлгуэра (1910-1971)
Элементы
данного костюма были позаимствованы мексиканскими музыкантами из одежды богатых
землевладельцев.
Костюм
чарро – это куртка, узкие брюки и шляпа с широкими полями, а также шейный
платок.
Цвета
данного костюма – черный, как основной цвет, в сочетании с серебристым. Что
касается мексиканских музыкантов, то в черном костюме, по традиции, зародившейся
в XIX
веке, они чаще всего выступали на торжественных мероприятиях, к примеру, на
свадьбе или же на похоронах. А одетые в белые костюмы мариачи исполняли песни
для дам.
Хесус
Хэлгуэра (1910-1971)
Для mylitta.ru