Ничто
в макияже не дает таких возможностей для творчества, ничто не бывает столь
ярким и индивидуальным, ничто не может так заметно улучшить макияж или же
наоборот испортить его, ничто не определяет стиль макияжа в такой же степени,
как тени и умелое обращение с ними.
Первые
тени для век появились еще во времена Древнего Египта. Для окраски век древние
египтяне использовали малахит. Он давал красивый зеленый оттенок. При этом чаще
всего в древнеегипетском макияже минерал малахит все же использовался в
качестве подводки, а не как тени. Им обрисовывали контур глаз и красили брови.
Бюст
Нефертити
Древнеегипетский
кайал (контурный карандаш для подводки глаз) состоял из смесей сурьмы, оксида
меди, охры, жженого миндаля, золы, свинца, малахита (зеленый цвет), хризоколлы
(медная руда сине-зеленого цвета).
Первый
оттенок теней - зеленый
Данные
вещества смешивали в различных пропорциях для создания красителей черного,
серого, зеленого или же синего цветов. Хранили такие красители в специальных
каменных емкостях. А перед использованием порошок разбавляли водой или же
маслом.
Маска
Тутанхамона
Кайал
в древнеегипетском макияже применялся широко. Подводили глаза как женщины, так
и мужчины. Как царицы, так и простые египтянки. А вот веки в Древнем Египте в
зеленый цвет красили гораздо реже. Но все же красили и значит, первые тени
также появились еще во времена Древнего Египта.
Статуя
писца Каи и увеличенный фрагмент лица данной древнеегипетской скульптуры
Интересный
факт, что в знаменитом фильме «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли веки
Клеопатры окрашены синими тенями. Но тени синего цвета не носили во времена
Древнего Египта, а вот в 1960-е годы, когда и снимался данный фильм, тени
синего цвета были на пике моды.
Элизабет
Тейлор в роли Клеопатры
В
макияже глаз синий цвет, популярный в 1960-е гг.,
но
никак не в Древнем Египте
В
Древнем Риме также были известны тени. Римлянки красили веки золой и шафраном.
Из растения шафран получался краситель оранжевого или же желтого цвета.
Статуи
Рахотепа и Нофрет
Древний
Египет
Голова
Нофрет
Однако
после распада Римской Империи о тенях забывают на очень долгое время.
Тени
из макияжа исчезают практически на 2 000 лет
И
только в начале ХХ века вновь появляются тени. Как и многие другие
косметические средства, тени в начале ХХ века использовались в качестве
театрального макияжа. Практически до начала 1930-х считалось, что порядочным
женщинам, в отличие от актрис и певиц, ярко краситься не стоит.
Леон
Бакст
Эскиз
декорации к балету «Шехеразада» 1910 г.
В
1910 году сначала в Париже, а затем и в Лондоне состоялась премьера балета «Шехеразада»
в рамках «Русских сезонов» Дягилева. «Русские сезоны» Дягилева – это
выступления артистов оперы и балета из России в Европе в 1908-1929 годах под
руководством Сергея Дягилева.
Леон
Бакст
Эскиз
костюма Синей султанши к балету «Шехеразада» 1910г.
Именно
балет «Шехеразада» дал толчок к появлению теней не только в театральном
макияже, но и в повседневном. В 1914 году Элизабет Арден, основательница одной
из первых фирм по производству косметики, выпустила коллекцию декоративной косметики,
в которую входили и тени для век. Элизабет Арден, как и ее главная конкурентка,
Елена Рубинштейн отмечали, что их впечатлил макияж артисток балета «Шехеразада».
Начало
ХХ в. – черно-белый мир и теням в нем нет места
Однако
тени не становятся сразу же популярным косметическим средством. В какой-то мере
отсутствие внимания к теням могло быть связано с тем, что мир в начале ХХ века
был черно-белым. В фильмах можно было разглядеть подводку глаз и густые ресницы
актрис, которые уже становятся основными законодательницами моды, но вот цвет
все еще отсутствовал.
Элизабет
Тейлор в роли Клеопатры
В
1922 году была раскопана гробница Тутанхамона. Про данную находку много писали
в европейских газетах того времени. И в 1920-е годы зарождается интерес к
истории Древнего Египта. В том числе и к макияжу в древнеегипетском стиле. В
кино того времени глаза актрис густо подведены черной краской. И это заметно. В
отличие от теней, цвет которых еще не может передать ни черно-белое кино, ни
черно-белая реклама, ни черно-белая фотография.
Фотограф
Кеннет Виллард
Календарь
Maybelline 2012
В
1930-е годы о тенях вспоминает компания Maybelline. Они выпускают четыре
оттенка теней – синий, коричневый, черный и зеленый. И приводят описания того, для
каких глаз, какой цвет теней стоит использовать. Так, для серых и голубых глаз
подойдут синие тени, для глаз орехового и карего цвета - коричневые, для
темно-карих и фиолетовы глаз – черные, а вот зеленые тени подойдут под любой
цвет глаз. Такие правила нанесения теней описывала в 1930-е годы компания Maybelline.
Фотограф
Кеннет Виллард
Календарь
Maybelline 2012
История
компании Maybelline началась, кстати, именно с макияжа глаз. Компания была
основана в 1915 году фармацевтом Т. Л.Уильямсом. И первым косметическим
средством от Maybelline стала тушь для ресниц. Считается, что свою первую тушь Уильямс
разработал для своей сестры Мейбел, в честь которой и была названа компания.
Maybelline
одними из первых выпускают тени – среди них классические зеленые и синие
В
1950-е годы тени для век наконец-то, шаг за шагом, приобретают популярность
среди девушек. Однако, как в 1920-е годы яркая красная помада, так и тени в
1950-е годы осуждались обществом, как что-то слишком яркое для пристойных
женщин. В 1957 году среди студенток в США проводился опрос и немногие из них
признавались, что пользовались тенями, хотя при этом уже все девушки красили
губы яркой помадой.
Элизабет
Тейлор в роли Клеопатры
В
1950-е годы тени начинает выпускать компания Revlon. Они выпускают коробки с тенями
двух цветов. Чаще всего, в таких коробках были тени зеленого и синего цветов.
Но оттенки теней в те годы еще не смешивали, а подбирали один цвет под цвет
одежды.
Твигги-
модель 1960-х, первая супермодель
В
1960-е Твигги сотрудничала с маркой косметики Yardley, в честь Твигги была названа линия
черно-белых матовых теней для глаз в стиле «мод»
К
середине 1960-х тени становятся настолько популярны, что палетки с тенями
начинают выпускать практически все марки того времени. Вносит свой вклад в
популярность теней, а также макияжа с подводкой в древнеегипетском стиле и фильм
«Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли.
Элизабет
Тейлор
Причем
Элизабет Тейлор с макияжем «а-ля Клеопатра» можно было увидеть не только на
съемочной площадке и в исторических костюмах, но и за ее пределами. Элизабет
Тейлор во время съемок фильма «Клеопатра» часто, не смывая сценического макияжа,
появлялась в ресторанах Рима. Разумеется, уже в современной одежде. Так она
встречалась с актером Ричардом Бертоном (в фильме «Клеопатра» он играл роль
Марка Антония). У них в те годы был
роман. И их фотографировали папарацци. Фотографии появлялись в журналах, а с
ними распространялась мода носить макияж «а-ля Клеопатра» в повседневной жизни.
Твигги
1970-е
– безумство красок, время теней
В
1970-е годы появляются палетки-тройки с тенями самых немыслимых и разнообразных оттенков. В моде стиль диско.
Фотография
работы Кеннета Вилларда
Одной
из модных новинок 1970-х становится косметика Biba. Бренд был основан еще в 1960-е
годы англичанкой Барбарой Хулакини, которая начала продавать недорогую и модную
молодежную одежду. А в 1970-е годы она занялась выпуском косметики. И ее
косметические средства были косметическими средствами поистине странных цветов.
Макияж
в стиле Biba
Компания
Biba
продавала
румяна от синего до черного цветов. Помады синего, черного и коричневого цвета.
При этом первая коричневая помада от Biba была распродана всего за полчаса. И, конечно же,
тени самых разнообразных оттенков – от ржавых, бордовых, коричневых до
металлических оттенков серебра, бронзы, золота и матовых плодовых оттенков.
Упаковка
косметики Biba
внешне напоминала упаковки косметики 1930-х – золотые буквы на черном фоне, все
вполне респектабельно, однако внутри буйство красок
В
1980-е годы тени остаются такими же разнообразными по своим цветам, как и в
1970-е. А в наши дни тени помимо цвета
обладают и еще некоторыми функциями. Так, при помощи теней можно
скорректировать многие недостатки. Зрительно увеличить маленькие глаза или же
сделать более широкое расстояние между близко посаженными глазами.
Фотограф
Кеннет Виллард
Календарь
Maybelline 2012
Состав
теней:
Сегодня
сухие тени по своему составу мало чем отличаются от сухих румян или же пудры. В
состав таких теней входят тальк – основа теней (жирный на ощупь рассыпчатый
белый порошок), оксид цинка (обеспечивает плотность покрытия), гидроксид хрома,
диоксид титана, стеараты магния и цинка, каолин (белая глина), а также
перламутр и красители, которые могут быть как природного, так и искусственного
происхождения.
Кремообразные
и жидкие тени делаются на основе растительных масел либо их аналогов, также с
добавлением красителей.
А
вот появившиеся относительно недавно тени-карандаши по своему составу больше
похожи на карандаши для губ и глаз. Так, в их основе воск и жиры, а также стеариновая кислота, парафин, церезин, красители.
В
качестве красителей в тенях чаще всего используются органические соединения
либо производные металлов (минеральные компоненты).
Кеннет
Виллард для Vogue Япония 2013