Кайал
(мягкий контурный карандаш для подводки глаз) – одно из древнейших
косметических средств. Мода подводить глаза и красить брови появилась еще во
времена Древнего Египта. И, возможно, если бы не древние египтяне и их любовь к
подводке глаз, сегодня мы бы и вовсе не красили глаза.
Элизабет
Тейлор в роли Клеопатры
Макияж глаз в Древнем
Египте
В
Древнем Египте подводкой пользовались все – и женщины, и мужчины, и фараоны, и
простые люди. Цвет подводки и краски для бровей чаще всего был черным. Однако
встречались и зеленая и синяя краски.
«Подходит
для каждого дня, с первого по четвертый месяц сезона ливней, с первого по
четвертый месяц зимы и с первого по четвертый месяц лета» - гласит надпись на
баночке из-под краски времен Древнего Египта. Эта банка из гробницы
древнеегипетского писца сегодня хранится в Британском музее.
Кайал
в Древнем Египте делался из смесей свинца, жженого миндаля, оксида меди, золы,
сурьмы (металлоподобный материал серебристо-серого цвета), хризоколлы (медная
руда сине-зеленого цвета), малахита (зеленый пигмент из оксида серы).
Элизабет
Тейлор в роли Клеопатры
Краска
для глаз зеленого цвета в Древнем Египте называлась «уджу». В ее основе был
зеленый малахит, который добывался на Синае. Считалось, что Синаю
покровительствовала древнеегипетская богиня Хатхор – богиня красоты и любви.
Богиню Хатхор также называли «хозяйкой малахита».
Краска
для глаз темно-серого цвета называлась «медсмет». Ее делали из сульфита сурьмы
– стибнита или же из сульфида свинца – ядовитого галенита, который добывали на
побережье Красного моря.
Скульптура
древнеегипетского писца Каи - лицо
В
период Древнего царства (около 2686 – 2181 гг. до н.э.) в древнеегипетском
макияже преобладала зеленая краска для глаз. В Новое царство (около 1550-1070
гг. до н.э.) глаза в Древнем Египте в основном подводили черной краской.
В
Европе в 1920-е годы появляется мода на макияж глаз в древнеегипетском стиле
В
1922 году, когда была раскопана не тронутая и не разграбленная гробница фараона
Тутанхамона, были обнаружены изображения фараона с темной подводкой глаз.
Маска
Тутанхамона
Именно
в 1920-е годы и в связи с раскопками гробницы Тутанхамона, и в связи с
демонстрацией в 1924 году широкой публике бюста Нефертити начинается период
огромного интереса среди европейцев к наследию Древнего Египта. И именно в
1920-е годы в Европе зарождается мода на кайал – контурный карандаш, который используется
для подводки глаз.
Бюст
Нефертити
Она
считалось самой красивой царицей Древнего Египта
Второй
всплеск моды на макияж в древнеегипетском стиле в Европе произойдет в 1960-е
годы, после выхода на экраны фильма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной
роли.
В
Древнем Египте глаза красили для защиты
от
инфекций и злых духов
В
самом же Древнем Египте мода на подводку глаз зародилась в связи с вполне
практическими целями. Краска, которую наносили по контуру глаз, защищала глаза
от мошкары и инфекций.
Элизабет
Тейлор в роли Клеопатры в фильме 1963 года
В
2010 году французские ученые совместно с лабораторией L'Oréal-Recherche провели ряд
исследований древнеегипетской косметики из хранилищ Лувра. И в итоге пришли к
выводу о том, что в косметике из Древнего Египта есть четыре вещества на основе
свинца, которые способствуют увеличению в три раза производства оксида азота в
клетках кожи. Что, в свою очередь, приводит к устойчивости организма против
глазных инфекций.
Канопа
– в данном случае сосуд в виде женский головы. В таких сосудах хранили
извлеченные из тела во время обряда мумификации внутренности.
Была
обнаружена в гробнице № 55 времен правления фараона Эхнатона – он был мужем
Нефертити
Еще
одна функция макияжа глаз в Древнем Египте – религиозная. Египтяне верили, что
через глаза в тело человека могут проникнуть злые духи и завладеть им. Подводка
глаз должна была защитить человека от злых духов.
Бог
(инопланетянин) завладел телом человека
Кадр
из фантастического сериала «Звездные врата»
Сериал
построен на основе древнеегипетской мифологии
К
слову, древнеегипетский защитный талисман глаз Гора был жирно очерчен по контуру,
то есть все та же подводка для глаз.
А
вот представления о том, что красить глаза и брови можно просто для красоты, в
Древнем Египте еще не существовало.
Туалетная
ложечка времен Древнего Египта для хранения косметики
В
таких ложечках могла храниться, к примеру, сурьма
Закрывались
такие ложечки крышкой
В
данном случае крышка от ложечки не сохранилась
Древняя Греция и мода
на сросшиеся брови
Косметика
для красоты появится лишь во времена Древней Греции. И в Древней Греции, и в
Древнем Риме использовали подводку для глаз, а также красили брови. Причем
брови жительницами древних Афин красились в одну линию, то есть соединялись
вместе. А в Древнем Риме среди знатных дам был популярен макияж глаз в
египетском стиле. Для его нанесения даже покупались рабыни-египтянки.
Автопортрет
Фриды Кало (мексиканской художницы первой половины ХХ в) с терновым венцом и колибри
Именно
такие брови, как на данной картине, считались красивыми во времена Древней
Греции у афинянок
Впрочем,
и в Древней Греции, и в Древнем Риме яркий макияж глаз осуждался. Ярко
окрашенные глаза во времена Античности считались признаком женщин легкого
поведения.
В
качестве красителей в Древней Греции и в Древнем Риме использовали золу, жженую
пробку, минерал антимонит (он же сурьма).
Еще
одна туалетная ложечка для хранения косметики из Древнего Египта
Время
- около 1288 - 1350 гг. до н.э.
После
распада Римской Империи в Европе глаза и брови не красили. В Средние века
косметика вообще была признана «красками дьявола». А от бровей и ресниц даже и
вовсе пытались избавиться, выбривая и выщипывая их. В те времена гладкий лоб
считался прекрасным. В период Возрождения (XV-XVI вв.)
красивыми также считались практически незаметные, не накрашенные ресницы, брови
и глаза.
Леонардо
да Винчи
Портрет
Джиневры де Бенчи – поэтессы из Флоренции, жившей в XV в.
Брови
и глаза не накрашены по моде того времени
И
только в макияже XVII-XVIII веков
вновь появляется черная краска – пока только для бровей. Черные брови, как и
яркие алые румяна и алая помада на полностью покрытом белилами лице, в макияже
стиля рококо (XVIII
в.) должны были выделить и подчеркнуть неестественную бледность лица.
Брови
в XVII-XVIII веках могли
подкрашивать и мужчины.
Франсуа
Буше
Портрет
маркизы де Помпадур
XVIII в.
В
XIX
веке
в Европе вновь время бледности – косметику не жалуют и пользуются ей только
актрисы и певицы. А вот в ХХ веке с интересом к древнеегипетскому наследию мода
на подводку глаз возникает вновь. Теперь в классическом макияже акцент делается
либо на губы, либо на глаза.
Макияж глаз на Востоке
Но
были и страны, где подводка глаз никогда не выходила из моды. Это страны
Ближнего Востока, а также Индия.
Жади,
главная героиня сериала «Клон»
Макияж
в восточном стиле
Помимо
Древнего Египта, родиной кайала также можно считать и Персию. Сегодня данную
территорию называют Ираном.
В
Персии кайал считался одним из древнейших косметических средств. Как и в
Древнем Египте, изначально он использовался для целебных и ритуальных целей.
Однако затем стал незаменимой частью макияжа в восточном стиле.
Жади,
главная героиня сериала «Клон»
Макияж
в восточном стиле
В
древней Персии в качестве красителя для подводки глаз использовали стертую в
порошок железную руду или все ту же сурьму. Сурьму получали из минерала антимонита,
который истирался в порошок на подобии золы.
Персидский
макияж позаимствовали арабы. И даже сегодня трудно представить ближневосточную
невесту без насурьмленных глаз. На арабском языке сурьма называется kuhl (кохль). Порошок кохль и сегодня
можно купить на Востоке, а также в интернет-магазинах.
На
фото Шейха Моза – жена правителя Катара
В
Индии кохль называют каджал. Преимущество такой краски для глаз в ее
натуральности и отсутствии срока годности. Кохль можно хранить вечно, не боясь
того, что он испортится. Также кохль укрепляет ресницы и брови, защищает глаза.
Как и в Древнем Египте, от глазных инфекций.
Кохль
могут смешивать с камфорой, которая также является лекарственным средством
растительного происхождения и обладает антисептическими свойствами.
На
фото Шейха Моза – жена правителя Катара
Сегодня
кохль может быть как в виде карандашей, так и, как во времена древности,
хранится в баночках и наноситься с помощью специальной палочки.
Но
стоит учитывать и то, что кохль, который производят и продают на Востоке, может
быть не безопасен, так как он по-прежнему чаще всего в своем составе будет
содержать свинец.
Контурный карандаш для
глаз в Европе
Одри
Хепберн
Популярная
на Западе в 1950-1960-е гг. актриса
В
состав контурных карандашей для глаз, которые в ХХ веке производились в Европе и Америке, входили древесный уголь,
сажа (аморфный углерод), растительные масла, масла семян, смолы, которые
служили в качестве связующего элемента.
Одри
Хепберн
Популярная
на Западе в 1950-1960-е гг. актриса
Сегодня
в Европе и Америки при производстве контурных карандашей, которые маркируются
как kohl, и также кайала, мягких контурных карандашей для глаз, в качестве
красителя используют сажу, а в их состав входят растительные масла и
минеральные компоненты, но при этом никакого свинца. Однако такие кайалы по
своим свойства сходны с восточными.
В
состав современных контурных твердых карандашей для глаз могут входить такие
вещества, как:
- · воск – его используют в качестве основы для многих контурных карандашей для глаз, а также карандашей для бровей
- · касторовое масло – обладает антисептическими свойствами
- · силикон циклопентаксилоксан – он делает кожу более мягкой и шелковистой, убирает ощущение липкости от нанесения подводки
- · полибутен – исключает растекание красителя, а также образует прозрачную пленку, которая защищает кожу от неблагоприятных воздействий внешней среды
- · полиэтилен - компонент, который удерживает ингредиенты в составе контурного карандаша вместе
- · консерванты, к примеру, бутилпарабен, который исключает появление вредных микроорганизмов в косметике
- · красители, как натуральные, чаще всего, минеральные, так и синтетические
- · растительные масла
- · ароматизаторы
Помимо
кайала (мягкого контурного карандаша для глаз) и более твердых контурных
карандашей, сегодня также существуют карандаши-тени (их отличие мягкая текстура
и яркий краситель), лайнеры (жидкая подводка, которая может наноситься
кисточкой или же аппликатором).
А
древнеегипетский кайал стал прообразом не только современных контурных
карандашей для глаз, но и теней, а также предвестником появления в макияже глаз
туши.