Еще
одно модное путешествие, а заодно и рассказ о свадебной моде Средних веков. А
также обзор современных свадебных платьев в средневековом стиле.
Лида
– небольшой белорусский город, в котором есть настоящий средневековый замок.
Как в сказках о принцессах и их отважных рыцарях. При этом одной из самых
популярных экскурсий в Лидском замке является экскурсия «Свадьба Ягайло».
Лидский
замок
Путешественникам
на заметку
Попасть
в Лиду из Минска можно на гродненском поезде или автобусах. А для осмотра замка
и окрестностей (костел, церковь), вам вполне хватит и дня. Еще можно зайти в
ресторан и попробовать блюда белорусской кухни, например, драники с мочанкой. Или
же выпить лидского пива. К слову, первая пивоварня в Лиде появилась в 1873
году.
Свято-Михайловский собор, Лида
белорусская
кухня
скульптура
в честь лидской пивоварни
История
замка и князь-строитель
Лидский
замок был построен в XIV
веке князем Великого Княжества Литовского Гедимином. Лидский замок – типичная
постройка романского стиля. Здесь и массивные стены, и башни, и маленькие окна
– все для обороны. Строился замок для обороны от крестоносцев и был частью
оборонительной линии Новогрудок-Крево-Медники-Трокай. Так что князя Гедимина
можно считать настоящим строителем. И строил он не только замки, но и стал
основателем Вильни – столицы Великого Княжества Литовского. Сегодня это город Вильнюс.
Что
касается замков Гедимина, то и по Трокайскому, и по Лидскому замкам видно, что
они родственники. Сохранился и Медницкий замок. А вот в Новогрудке от замка
осталась лишь одна башня. Полуразрушен и замок в Крево. Медницкий и Трокайский
замки сегодня находятся на территории Литвы, остальные – в Беларуси.
Но
вернемся к Лидскому замку. Среди музейных экспонатов замка – наконечники стрел
времен Средневековья, рыцарские мечи и доспехи, а также в замке организована
целая выставка средневековых орудий пыток – от испанской девы до испанского
стула.
Если
вам неинтересны свадьбы, вы вполне можете ознакомиться с выставкой
средневековых орудий пыток
Однако
интересен Лидский замок еще и тем, что в его стенах в XV веке проходила свадьба еще одного
князя Великого Княжества Литовского, а по совместительству и польского короля –
Ягайло. Вернее, свадебный пир, венчание же было в Новогрудке.
Ягайло
и Софья Гольшанская
Свадьба
Ягайло была типичной средневековой свадьбой – жених достаточно старый, невеста
наоборот молода. Ягайло было 73 года, в то время как его будущей супруге Софье
Гольшанской всего 16 лет.
Ягайло
и Ядвига
скульптура
в Кракове
У
Ягайло уже было три жены. Первая из них, польский «король», именно так,
«король» называла единственную наследницу польского престола Ядвигу, благодаря
которой Ягайло получил польскую корону. Но Ядвига рано умерла, как и их общая
дочь. Остальные две жены Ягайло также умерли не оставив ему сыновей. А вот
Софья Гольшанская все-таки родила наследника престола. И пережила своего мужа,
став весьма влиятельной женщиной в польском королевстве и в Великом Княжестве
Литовском.
Свадебная
мода Средневековья
Так
какими же были средневековые свадебные платья?
Во-первых,
никаких свадебных платьев в Средние века не было. В нашем сегодняшнем
понимании. Под венец шли в платье, которое ничем по своему фасону не отличалась
от остальных повседневных платьев. Это могло быть платье-роб, например. Единственное,
с XV
века
свадебные платья начинают носить лишь на свадьбе, но более уже нигде.
Ян
ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» 1434.
Национальная
галерея. Лондон
Такие
платья были с длинными расклешенными рукавами, с длинной, расширяющейся книзу,
юбкой со шлейфом, с поясом на талии, причем линия талии делалась завышенной, с
меховым воротником или же треугольным вырезом на груди. Как и в повседневной
моде, под свадебные платья в области живота могли подкладываться небольшие
подушечки, чтобы создать эффект «чуть-чуть беременна» - такова была мода в
Средние века.
Но,
в то же время, платья для свадьбы в Средние века отличались от повседневных
тем, что шились из самых дорогих тканей (бархат, парча) и расшивались золотыми
нитями и драгоценными камнями. Так что были они весьма тяжелыми. Так, графиню
Фландрии Маргрет, которая так же, как и Софья Гольшанская выходила замуж в XV веке, несли к алтарю, ведь ее
платье было настолько тяжелым, что она даже не могла сама передвигаться.
Во-вторых,
свадебные средневековые платья не были белого цвета. Их цвет мог быть любым,
таким же, как и цвет повседневной одежды. Но чаще всего для свадьбы выбирали
платья красного или синего цветов. Красный цвет ассоциировался с красотой. К
слову, на Руси замуж традиционно выходили в красных сарафанах. Синий же цвет в
Средние века считался цветом невинности. Белый цвет, как цвет невинности, для
свадебных платьев появится только в XIX веке.
А
вот фата в Средние века была. Средневековая фата была очень дорогой и делалась
из шелковой ткани, той ткани, которая в те времена доставлялась в Европу из
Китая.
Платья
в средневековом стиле
Сегодня
выбор свадебных платьев весьма широк. И современное свадебное платье вполне
может быть в средневековом стиле. Такое платье подойдет любительницам старины и
романтики.
Современные
свадебные платья в средневековом стиле чаще всего белые либо светлых пастельных
оттенков, однако их фасон соответствует фасонам платьев Средних веков. То есть
длинные расклешенные рукава, шлейф, может быть завышенная линия талии. Сегодня
такие платья могут украшаться кружевом, хотя в Средневековье кружева еще не
носились.