Прически и головные уборы Московского княжества мало
изменялись и сохраняли свои основные формы со времен основания Москвы и вплоть
до прихода к власти Петра I, который, как известно, не только перенес столицу
из Москвы в Санкт-Петербург, но еще и обрил бороды боярам.
Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Головные
уборы царя и царицы.
Итак, мужские прически практически не изменялись со
времен Киевской Руси – это были короткие стрижки, к примеру, «под горшок».
Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку,
который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались
волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».
Парсуна Ивана Грозного из собрания Национального музея Дании (Копенгаген), к.
XVI — нач. XVII вв.
Остроконечная
борода с усами и стрижка «под скобку».
Бояре, как и простые люди, носили длинные бороды и
усы. Однако мода на выбритые лица периодически появлялась и в Москве. Так,
князь Василий Иванович сбрил бороду в честь своей второй женитьбы. Его примеру
последовали и бояре. Впрочем, мода на выбритые лица продержалась недолго.
Бороды были самой различной формы - борода-«лопата»,
борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на
две части. К примеру, царь Иван Грозный носил небольшую остроконечную бороду с
усами и стрижку «под скобку».
Мода на выбритые лица вновь придет в Москву во
времена Смуты и с появлением у стен Москвы войск Речи Посполитой (государства,
которое тогда объединяло нынешние земли Польши, Литвы, Беларуси и Украины).
Речь Посполитая хотела посадить на московский трон Лжедмитрия (их было
несколько) – якобы сына последнего московского царя из династии Рюриковичей
Ивана Грозного. Данные попытки им не удались, а на московский трон вскоре села
династия Романовых.
Русская одежда с XIV до XVIII столетия, терлик и шапка мурмолка. (Вид
изображает город Астрахань в начале XVII столетия).
При первых Романовых европейские одежды (или как их
называют немецкие, польские) и прически все больше начинают проникать на
русские земли. Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) также в детстве носил
европейские наряды, да и, будучи царем, особо не препятствовал западным влияниям.
Однако на старости лет, за год до смерти, в 1675 году им был издан указ,
запрещающий его подданным носить западные одежды: «Стольником и стряпчим и
дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских
немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали,
також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим
потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье
носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и
тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в
нижние чины».
А. П. Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 год. Эскиз. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
В
руках у бояр горлатные шапки.
Большое значение придавалось и головным уборам.
Традиционными мужскими головными уборами в Московском княжестве были:
·
Конусообразные колпаки из войлока с
вышивкой и металлическими украшениями,
·
Войлочные круглые шапки разного цвета с
опушкой их меха,
·
Тафья - нижний головной убор,
одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или же
четырехугольную тюбетейку. Делалась она из бархата, расшивалась золотым шитьем
или же бисером.
·
Мурмолка – разновидность колпака.
Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты
из меха лисицы, куницы, соболя.
·
Горлатная шапка – шапка, похожая на
трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из
пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.
·
При дворе Ивана Грозного носили собольи
шапки.
«Шапка Мономаха».
И, конечно же, говоря о мужских головных уборах
Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» - своеобразную корону,
царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный
головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и
золотом. Низ оторочен ценным мехом, на маковке – золотой крест.
Женские прически не отличались разнообразием. Как и
во времена Киевской Руси женщины обязаны были прятать волосы под головными
уборами.
Девушки носили косы. Коса считалось символом
девичьей красоты. Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и
их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг
головы – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с
незамужней жизнью девушки и ее девичеством.
Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной
убор - кокошник.
Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.
Женские головные уборы были разнообразны. Носили кокошники
– головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались
из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края
головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными
узорами, украшались жемчугом. К слову, в те времена многие украшения делались
из речного жемчуга (его использовали в вышивке на одежде, головных уборах), так
как он был относительно дешевым и местного производства. Морской же жемчуг
привозили с Востока.
Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.
Помимо кокошников носили кику - нарядный головной
убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в
Тульской области носили «рогатую» кику.
Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.
Также были и повойники – нижние головные уборы
замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики.
Шились они изо льна, полотна.
Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века.
В
повойниках.
Носили убрус - тяжелый верхний головной платок,
зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.
В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова».
Убрус.
Головным убором царицы был венец с одним или
несколькими зубцами. Венец одевался сверху на тонкий платок. Его расшивали
золотыми нитями, украшали драгоценными камнями, по краям – жемчугом.